BOOKвальное пространство » Литературные имена»
19 января исполняется 110 лет со дня рождения Анатолия Владимировича Софронова, поэта, драматурга, публициста, общественного деятеля.
Родился в семье юриста — выходца из потомственного казачьего рода. Дед Софронова занимал видное положение в судебной администрации Дона. Отец, Владимир Александрович, был следователем по уголовным делам в рядах Белой армии; в 1926 он был арестован в Ростове-на-Дону, а в 1927 расстрелян. Детские и юношеские годы Софронова прошли преимущественно в казачьей среде — сначала, с 1917, в станице Усть-Медведицкой (ныне г.Серафимович), а затем в Новочеркасске (до 1921) и Ростове-на-Дону (с 1921; здесь он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны). В конце 1920-х Софронов участвовал в строительстве Ростсельмаша, а затем около шести лет работал на этом заводе слесарем, фрезеровщиком (участвовал в сборке первых советских комбайнов), а потом сотрудником заводской многотиражки «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 появились его первые стихи, очерки и заметки.
В 1937, он окончил литературный факультет Ростовского педагогического института. В первых сборниках («Мы продолжаем песню», 1936; «Над Доном-рекой», 1938; «Сторона донская», 1940) Софронов выступал певцом социалистической нови, Донского края и казачества. Особую любовь молодой поэт питал к творчеству и личности М.А.Шолохова.
Софронов — участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, был тяжело ранен. С первых дней войны находился на Западном фронте: работал в армейской газете 19-й армии И.Конева. С осени 1942 и до конца войны Софронов был специальным корреспондентом газеты «Известия». «Кроме работы в газете,— рассказывал онв своей автобиографии,— писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 ноября 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес»» Стихотворные сборники Софронова военных лет — «Казачья слава» (М., 1942; То же: Ростов н/Д., 1944), «Конногвардейцы» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944) и «Стихи» (1945) — свидетельствовали о том, что его лирика стала весомее и проникновеннее.
С середины 1940-х Софронов выступает как драматург. Софронов — автор более 40 пьес, которые различны по художественному уровню, жанровым особенностям, материалу и проблематике и которые позволяют говорить о таком явлении в отечественной драматургии 40-80-х, как «театр Софронова»: «Московский характер» (1947), «В наши дни» (1952), «Сердце не прощает» (1954), «Деньги» (1955), «Стряпуха» (1957-58), «Миллион за улыбку» (1958), «Стряпуха замужем» (1961), «Павлина» (1964), «Странный доктор» (1970), «Ураган» (1972), «Старым казачьим способом», «Власть» (1974), «Земное притяжение» (1977), «Стряпуха-бабушка» (1978 «Операция на сердце» (1984) и др.
Большое место в творчестве Софронова занимает жанр поэмы: «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Хмель-хмелек», «Миус» (1945), «Золотой берег» (1944-45), «Плиев под Одессой» (1945-72), «Бессмертие» (1972-73), «На площади своего имени» (1970-76) и др. В конце 1960-х — начале 1970-х Софронов создал такие произведения, как «Поэма прощания» (1966-67) и «Поэма времени» (1968-70). В них сопоставляются времена и события и содержатся эмоциональные размышления поэта об эпохе и о человеке. Перу Софронова принадлежит также большой роман в стихах «В глубь времени» (1971-82).
Весьма обширно и многообразно публицистическое наследие Софронова. Его очерковые циклы, очерки, статьи, путевые записки посвящены актуальным проблемам времени, вопросам международного сотрудничества, взаимодействия культур, борьбе за мир.
Софроновым написаны десятки стихов-песен. Многие из стихотворений Софронов положены на музыку и стали широко известными в народе песнями: «Шумел сурово брянский лес» (1942), «Расцвела сирень» (1946), «Дай руку, товарищ далекий» (1948), «От Волги до Дона» (1951), «Краснотал» (1942), «Ростов-город» (1941), «Ах, эта красная рябина…» (1971), «Здравствуй, столица!» (1947), «По Дону гуляет казак молодой» (1938), «Как у дуба старого…» (1937), «Споем, товарищи!» (1942), «Склонилась ивушка» (1957), «Ходят соколы» (1942) и др.
Более 30 лет, с 1953 по 1986, Софронов был главным редактором «Огонька» — самого популярного «тонкого» еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала. Трудно переоценить и культурное значение различных приложений к журналу «Огонек», включая многочисленные издания собраний сочинений отечественных и зарубежных писателей. Внимательно следил Софронов за подающими надежды дебютантами.
Поэт – голос живой души народа. Вместе с народом, вместе с русской землёй, Анатолий Софронов прошёл великое очищение в горниле войны, выстоял и выдержал великие испытания с любовью к Родине.
Особенно любимы в народе песни на стихи Анатолия Софронова, многие из которых стали по-настоящему народными: «Шумел сурово брянский лес…», «Расцвела сирень-черёмуха в саду…», «Краснотал», «Ростов-город, Ростов-Дон…», «Дай руку, товарищ далёкий…», «При долине куст калины…», «Еду, еду я по свету…». Многие профессиональные и народные исполнители не подозревают, что популярная «народная казачья» песня «Шёл казак на побывку весной…» появилась на свет после войны, в 1946 году, стихи написал Анатолий Софронов, а музыку Михаил Фрадкин. Успехом пользуются фильмы, снятые по его произведениям (особенно любима кинокомедия «Стряпуха»; самим Софроновым написано несколько сценариев художественных фильмов: «Расплата», «Летние сны», «Сердце не прощает»).
Настоящие поэты продолжают жить в сердце народа.
Толчёнова Н.П. Веление времени: Очерк творчества А.Софронова. М., 1972;
Писатели Дона: биобиблиографический указатель / сост. Г.Г.Тягленко. 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д., 1986. С.304-314 (очерк М.А.Андриасова о Софронове, библиография);
Горбачев В.В. Постижение: Статьи о литературе. М., 1989. С.140-179; Сартакова Г. «Дон, Шолохов, Софронов» [О выставке в Москве] // Правда-5. 1998. №39. 19 марта. С.4