BOOKвальное пространство «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА»
«Если у тебя есть глаза, то ты способен увидеть и прозрачные марципановые замки, и сверкающие цукатные рощи. И они будут повсюду. Другими словами, ты способен видеть чудеса»
Э.Т.А. Гофман
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге (ныне Калининград), отдаленной провинции королевства Пруссия – одного из многочисленных государств разрозненной Германии. Отец, Кристоф Людвиг Гофман, прусский адвокат, женившийся на своей кузине, оставил её через два года после рождения третьего сына, Эрнста. Мать Луиза Альбертина Дёрфер была женщиной крайне религиозной и не в меру истеричной. Эрнст Теодор вместе с матерью переехал в дом Дёрферов. Единственным человеком, от которого мальчик хоть немного получал любовь и заботу, была тётя Иоганна, остальные, включая мать и бабку, были к нему вполне равнодушны. Воспитанием Эрнста собственноручно занялся дядя Отто, получивший прекрасное образование, но от природы не имевший всякого творческого огонька.
Однако, в доме Дёрферов все понемногу музицировали, учить музыке стали и Гофмана, для чего пригласили соборного органиста Подбельского. Мальчик выказал незаурядные способности и вскоре начал сочинять небольшие музыкальные пьесы; обучался он и рисованию, и также не без успеха. Однако при явной склонности юного Гофмана к искусству семья, где все мужчины были юристами, заранее избрала для него ту же профессию.
Основное образование Гофман получает в лютеранской школе. Уже в 12 лет он свободно играет на фортепиано, органе и скрипке. Очевидно, уже тогда он думает что предпочесть: стать юристом, как заведено в семье Дёрферов, или всё же музыкантом. В 1792 году Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, не оставляя при этом занятий музыкой. Впервые услышав оперу Моцарта «Дон Жуан», Гофман потрясён. Он даже возьмёт себе второе имя Амадей в честь кумира.
В двадцать два года Гофман получает назначение в Берлин — столицу прусского курфюрства. В этот период он много рисует, копирует произведения античных мастеров, совершенствуется в портретной живописи.
Гофман-композитор
В столице Германии Гофман попробовал себя и в качестве композитора. Молодой и пока еще никому не известный человек написал оперетту «Маска». Своим музыкальным произведением Гофман решил рискнуть и поделиться с королевой Пруссии Луизой. Интересен тот факт, что государыня не только ответила, но и посоветовала обратиться к директору Королевского театра. Действительно, по ее рекомендации там были готовы принять произведение. Но ответа, который бы был многообещающим, Гофман так и не дождался, поэтому он просто уехал в Позен.
Чтобы иметь представление о музыкальном таланте Гофмана давайте послушаем несколько его произведений:
01 Sonata AV 22 in A major — 1. Andante
15 Sonata AV 30 in F minor — 3. Allegro molto
Индийская Драма «Дирна» Увертюра
Гофман-карикатурист
Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров. Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Незадолго до отъезда он женился на Михалине Тшциньской-Рорер, которой предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной, скитальческой жизни. Брак с дочерью писаря, полькой привёл к разрыву с семейством Дерферов. Для Гофмана это означало крах всех его надежд, ведь при этом он терял финансовую поддержку богатого дядюшки.
Литературная деятельность
Литературным творчеством Гофман занялся, когда находился в ссылке в Плоцке. Он вел затворнический образ жизни и тогда же начал писать. Сначала он написал заметки о театре и тут же направил их на конкурс в газету. Из его четырнадцати работ ни одна так и не получила приза. Но зато Гофману дали сто золотых монет за талантливое их прочтение.
В 1804 году Эрнст Гофман получает должность в Варшаве и сразу же отправляется туда, но по дороге заезжает в родной город Кенигсберг, в котором после он никогда не был. Как впоследствии признавался сам писатель, годы, которые он провел в Польше, для него были самыми счастливыми. Именно здесь состоялось его знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который потом станет его биографом.
Варшавский период — один из самых спокойных в жизни Гофмана. Здесь родилась его дочь Цицилия. Служебные обязанности отнимают немало времени, но Гофман справляется с ними быстро и полностью посвящает себя музыке. Здесь он ставит свои первые музыкальные произведения. И публика, и критика принимают его постановки весьма благосклонно. Но всю спокойную жизнь внезапно нарушает вторжение Наполеона в 1807 году, воистину роковом для него.
Гофман теряет работу, он вынужден сменить квартиру, средств не хватает, он болеет. Едва встав на ноги, он отправляется в дорогу сначала в Познань, затем в Берлин. Его постоянная спутница — нужда. Сам Гофман оценивает своё положение как отчаянное. Дальше следует смерть дочери, тяжёлая болезнь жены.
Следующие станции на жизненном пути Гофмана — Дрезден, Лейпциг и снова Берлин. Он принимает предложение занять место дирижера, и весной 1813 года покидает Бамберг. Теперь Гофман все больше сил и времени отдает литературе.
Гофман стал очевидцем кровавых сражений на берегу Эльбы и осады Дрездена. В мире внешнем, близко окружавшем Гофмана, в то время еще бушевала война: остатки разбитой в России наполеоновской армии ожесточенно сражались в Саксонии. Он уезжает в Лейпциг и, стараясь отделаться от тяжелых впечатлений, пишет «Золотой горшок — сказку из новых времен». В прусской столице Гофман проводит последние годы жизни, необычайно плодотворные для его литературного творчества. Здесь у него складывается кружок друзей и единомышленников.
Одна за другой выходят его книги: роман «Эликсиры дьявола» (1816), сборник «Ночные рассказы» (1817), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), «Серапионовы братья» — цикл рассказов, объединенных, сюжетной рамкой (1819 — 1821), неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819 — 1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822).
Давайте ближе познакомимся с самыми знаменитыми и значимыми произведениями этого талантливого человека.
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Добрая фея распространяет на уродливого и злого крошку Цахеса заклинание, и вскоре окружающие перестают замечать его внешнее уродство. Даже его злые шутки начинают нравиться всем вокруг. И лишь только творческие люди, такие как студент Бальтазар, видят его прежним, так как колдовство не может противостоять творчеству.
Вскоре выясняется, что студент Бальтазар влюблен в дочь ученого Кандиду. Но крошка Цахес, зная об этом, пытается очаровать девушку. Чтобы спасти девушку и не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.
«Житейские воззрения Кота Мурра» – повествование ведется от лица кота. Мурр живет при дворе Иоганнеса Крейслера. Иногда описание не связано по смыслу, но это была такая задумка автора, который решил, что кот в порыве творческих мук вырывает несколько листов из жизнеописания своего хозяина. Кстати, хозяин кота – это гениальный композитор.
Но это произведение еще интересно и тем, что оно автобиографично: Крейслер – это Гофман, а Мурр – это котенок писателя. Он умер к концу второго тома.
«Золотой горшок». Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.
Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора. Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.
«Щелкунчик и Мышиный король». В 1816 году Гофман создает новую сказку, которую задумывает специально для детей его друга – Фрица и Мари. Его произведение со временем станет культовым, так как оно будет не только экранизировано — по нему будет поставлен балет Петра Чайковского, и созданы в разное время многочисленные мультипликационные фильмы. Сюжет этой детской сказки повествует о Щелкунчике и девочке Мари. Как известно, главный герой — это Щелкунчик, который умеет разгрызать грецкие орехи. Такую интересную игрушку подарили девочке. Однажды Мари приходится наблюдать за тем, как ее новая и отважная игрушка вступает в бой с Мышиным королем. И вдруг, как в сказке, выясняется, что Щелкунчик не всегда был такой игрушкой. Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.
«Повелитель блох». Роман Гофмана «Повелитель блох» был написан в 1822 году. Сюжет этого романа переносит читателя во Франкфурт-на-Майне. Главный герой романа — Перегринус Тис, который живет уединенно и старается не сталкиваться с женщинами. Но неожиданно он оказывается втянутым в таинственную игру мистических сил. Он, совсем того не зная, однажды приютил у себя повелителя блох. Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом.
«Песочный человек»
буксимпатия
Жизнь Гофмана стремительно приближалась к трагическому финалу. Его тяжелая болезнь усугубилась разбирательствами с прусским правительством. Против писателя были выдвинуты серьезные обвинения в разглашении государственной тайны в романе «Повелитель блох». В его доме проводили обыски, рукописи изымали для изучения, писателя несколько раз вызывали на допрос. В такой нервозной атмосфере состояние здоровья Гофмана катастрофически ухудшалось.
Он уже не мог держать в руках перо, но продолжал творить. По диктовку писателя друзья сумели закончить несколько его произведений. 24 июня 1822 года паралич сковал все тело Гофмана, а утром следующего дня немецкий писатель скончался. Через три дня Эрнст Теодор Амадей был тихо похоронен на одном из кладбищ в Берлине.