Нина Павлова

      Комментарии к записи Нина Павлова отключены

BOOKвальное пространство » Литературные имена»

«Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда»

В.Бианки

Нина Михайловна Павлова, писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод, доктор биологических наук, родилась 8 февраля 1897 г. в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.

Нина Михайловна Павлова в литературу для детей пришла в 1935 году, имея за плечами опыт научных открытий и педагогической работы, занятия литературой явились для нее популяризацией любимой науки среди детей.

В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить дочери глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. А  отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии был всегда  примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил  уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду. «Впоследствии, уже научным работником, я позаимствовала у отца его систему записей и сбора материала для научной работы, — пишет Н. М. Павлова. — Отец был в высшей степени аккуратным и точным человеком и прекрасно разработал все этапы подготовки научной рукописи».

Нина Павлова училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору (1906-1907г.) новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Павловой. Она поступает в Петроградский университет и в 1920 г. оканчивает естественное отделение физико-математического факультета по специальности систематика и география растений. Многие годы работы в науке сформировали стиль хорошо продуманной и логически обоснованной работы, который внесла писательница и в свои детские книги.

В 1935 году Нина Павлова опубликовала свой первый рассказ «Рекордный снимок». Затем ее рассказы  стали появляться в  детских журналах, таких как  «Чиж», «Пионер», »Мурзилка», «Юный натуралист».

Когда-то В. В. Бианки говорил, что каждую птицу, каждого зверя биолог должен знать по имени, отчеству и фамилии. В книгах Павловой всегда присутствует эта конкретность и научная точность в описании насекомого или растения. При этом в биографии своего героя автор всегда находит что-то удивительное, необычайное, даже чудесное. «Ты была червяком, а теперь у тебя крылья! — сказал дождевой червяк. — И спрашивать не надо — это большое чудо! — Да, это большое чудо! — отозвались травы и деревья». Рассказ, из которого взяты эти строки, так и называется «Большое чудо». В природе много чудес, больших и маленьких, и автор показывает чудеса земного, раскрывает перед ним удивительные секреты природы. Недаром один из сборников ее рассказов называется «Секрет».

Разгадывать загадки природы, раскрывать ее секреты автор приглашает и самих читателей, называя иногда свои рассказы и сказки загадочно или вопросительно: «Бывает, и холодное согревает», «Клад января», «Кто хитрее?», «Когда их цветет больше?», «Кому улыбнется весна?». Об удивительных привычках австралийских попугайчиков, об особенностях «дружной семейки», о тайне ландыша, о том, почему лен цветет только до полудня, в чем секрет обыкновенного лугового василька, какой цветок можно назвать героем и о многих других интересных явлениях и случаях из жизни насекомых и растений рассказывает ученый детям.

В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладет свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабженных рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде.

Изучение природы подводит Н. М. Павлову к философским размышлениям о цели человеческой жизни, о славе и красоте подлинной и мнимой, о торжестве справедливости, о радости познания. И пришвинская идея единства человека и природы, ответственности человека за все живое на земле, пронизывает все ее творчество.