Николай Лесков

      Комментарии к записи Николай Лесков отключены

BOOKвальное пространство «Литературные имена»

Скандальная репутация, сопровождавшая литературную судьбу Лескова, на долгое время заменила ему посмертную славу.Его первый роман «Некуда» произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Лесков пришел в большую литературу из очеркистов как кудесник слова. Он посвятил себя литературному творчеству в тот период, когда борьба социальных идей вышла на первый план. Противоречия окружающей действительности не преображались у Лескова ни в психологическую прозу, ни в философские откровения, но сплелись в удивительное словесное кружево, где уже не разглядеть позицию автора, прячущегося за балагуром-рассказчиком, народным сказителем.

Он имел право заявить: «Я думаю, что знаю русского человека в самую глубь его, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом…»

О Лескове давно утвердилось прочное мнение, что он писатель обладающий исключительным языковым мастерством. Бытовало мнение, что он писатель больше для филологов. Сегодня мы припадаем к его произведениям, как к роднику народной речи. Толстой в разговоре с Горьким о Лескове заметил : » Язык он знал чудесно, до фокусов».

Но ведь не только язык! Книги Лескова — неисчерпаемый кладезь народных типов, характеров, обычаев, особенностей бытового уклада той или иной местности. Лесков дает современному человеку четкое представление из чего складывалась жизнь людей русской провинции второй половины XIX века, о чем они думали, во что верили, как говорили.

Наряду с Гоголем Лесков считают родоначальником такого авторизованного сказового стиля. Ему соответствовали словесные росписи, почерпнутые писателем из странствий по Руси, из близкого знакомства с местными наречиями, изучения русской старины, старообрядчества, народных промыслов.

«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки, — признавался Лесков. — «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела» не нравятся публике за… прямоту. Да и я не хочу нравиться публике. …Я хочу бичевать ее и мучить».

 М. Горький в вступительной статье к собранию произведений Николая Семеновича (1923) называет Лескова «волшебником слова», «достойным встать в один ряд с такими творцами, как Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Осипов, Ю.И. Золотое сечение. Силуэты отечественной литературы/ Ю.И. Осипов.-М.: ФЛИНТА, 2019.- 320с.

В. Серов «Портрет Лескова»