BOOKвальное пространство «Литературные имена»
А там, где кончается
звездочки точка,
месяц улыбается и
заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко….
(Владимир Маяковский)
Если бы Аркадию Аверченко в самую пору его расцвета кто- нибудь из читателей умудрился польстить, сказав: «Аркадий Тимофеевич, вы — наш классик!», тот не раздумывая велел бы запереть льстеца в чулан. Аркадий Аверченко писал о своих современников, вовсе не заботясь о посмертной славе.
Однако же сегодня, как это ни покажется странным и даже «невозможным»литературоведам, приходится с радостью признать: Аркадий Тимофеевич Аверченко — классик русской литературы ХХ столетия. И с таким заявлением волей-неволей должны будут согласиться многие, даже упорствующие, стоит задать лишь один, пусть риторический вопрос: как иначе, если не классиком, можно назвать писателя, если произведения издаются и переиздаются спустя три четверти века после его смерти; если о его творчестве пишут и защищают диссертации; если его рассказы читают по радио и исполняют в концертах?
Конечно, классиком.
И, пожалуй, он один из немногих классиков русской литературы, к кому приложим эпитет «смехотворящий». В ХХ веке, наверное, лишь Михаил Зощенко мог бы с ним соперничать в этом отношении. Но во времени он все равно остается первым.
Будущий писатель родился в 1881 году в Крыму, в овеянном славой и легендами Севастополе. Много лет спустя, решив написать мемуары, Аркадий Аверченко довольно подробно описывает свое детство и юность, постоянно подтрунивая над самим собой. Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко был купцом, по-видимому, не слишком удачливым и предприимчивым. В итоге, когда Аркадию было всего лишь 15 лет, он разорился. Мать, Сусанна Павловна Аверченко, занималась домом и детьми — в семье помимо Аркадия росло 6 дочерей. Еще трое сыновей умерли в младенческом возрасте. Мальчик рос крайне болезненным, после травмы еще в младенческом возрасте у него были серьезные проблемы со зрением. Из-за этого Аркадию пришлось осваивать всю программу гимназии дома. Помогали, как могли, сестры.
Материальное положение семьи из-за банкротства отца стало по-настоящему бедственным, и в 15 лет будущему писателю пришлось начать работать — сначала писарем (при его-то плохом зрении) в севастопольской транспортной конторе, занимавшейся грузоперевозками по Крыму, а немного позже —целых четыре года —на угольной шахте в Донбассе, куда он перебрался, посчитав этот вариант более перспективным. Уже в 15 лет Аверченко начал работать в должности младшего писца в транспортной компании Севастополя. Полученные впечатления о первой трудовой деятельности легли в основу рассказа «О пароходных гудках».
1900 год — переезд в Харьков, первые литературные опыты.
1903 год — сотрудничество с харьковской газетой «Южный край», первый опубликованный рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».
1904-1906 годы — первые собственные издания «Штык» и «Меч». Аркадий Аверченко одновременно выполняет функции автора, редактора и иллюстратора. оба издания имеют яркую сатирическую направленность, но в результате писатель был вынужден под давлением местных властей уехать из города.
1907 год — переезд в Петербург, сотрудничество с журналом «Стрекоза», работа редактором.
1908 год — начало сотрудничества с журналом «Сатирикон» в качестве постоянного автора, а немного позже — главного редактора. Журнал становится одним из лидеров среди печатных изданий юмористической и сатирической направленности.
1909-1910 годы — Аверченко издал 20 сборников рассказов. На это время приходится пик его славы. читатели и критики сравнивают его с О. Генри и Марком Твеном.
1911 год — путешествие по Европе и написание нескольких сатирических очерков.
1912-1916 годы — выпуск двух сборников под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». Работа над рецензиями на сценарии театральных постановок по своим рассказам, новые юмористические произведения.
1917-1918 годы — октябрьский переворот и закрытие большевиками журнала А.Аверченко как буржуазного и политически неблагонадежного.
1919 год — переезд на родину, в Севастополь.
1920 год — эмиграция в Константинополь, а затем в Прагу.
1921 год — в Париже выходит сборник памфлетов А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Появление социально-политической тематики в творчестве.
1922 год — переезд в Болгарию, а затем — в Белград и Прагу. Рассказ «Трагедия русского писателя».
1923 год — роман «Шутка Мецената».
1925 год — резкое ухудшение здоровья, операция по удалению поврежденного глаза, давшая осложнение на сердце. Аверченко умер.
Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел занять свое особое, предназначенное именно ему место в русской литературе. Такого удивительного дара видеть все то, что достойно пера по-настоящему харизматичного юмориста и сатирика, не было в отечественной литературе ни у кого другого. В лучших своих произведениях писатель с изяществом и виртуозностью вскрывал глубинные пласты человеческой души, привлекая внимание к общественным порокам и нравственным изъянам, неизменным в человечестве на протяжении тысячелетий, — зависти и лжи, угодничеству и беспринципности, стяжательству и властолюбию. У писателя был необыкновенный талант видеть вокруг себя нелепые и смешные моменты, сцены, характеры. Этот дар он сумел реализовать в полной мере в своем творчестве.
Источник: Аверченко, А. Руководство для лентяев/ А.Аверченко, сост., вступ.статья С.Никоненко.- Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-350с.: ил.- (Имена.Классика)