BOOKвальное пространство «Литературные имена»
В истории литературы и вообще общественной жизни бывают такие периоды духовной растерянности, отчаяния, тоски, из которых находят разные варианты выхода. В какой-то мере уход в «малую родину» стал спасительным для русской лирики 60–70-х годов 20-го века.
Николай Алексеевич Некрасов стал великим поэтом именно потому, что земные скорби народа, страшные картины крепостничества – главные темы его творчества. Он не искал какой-либо спасительной философии, он видел боль народа и всем сердцем, тоже с болью, откликался на неё.
Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 года в селе Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство прошло в имении Грешнево, на Волге, близ Ярославля. Отец Некрасова был довольно суровым крепостником, он внушал страх крестьянам и собственной семье. Мальчик часто ездил с отцом – исправником по деревням и становился свидетелем невесёлых картин людского горя – наверное, и это повлияло на его творчество.
У поэта было 13 братьев и сестёр, из которых до совершеннолетия дожили лишь трое.
Любовь к литературе и к русскому языку привила ему мать. Некрасов всю жизнь романтизировал образ матери, тема матери — одна из главных в его творчестве. Между тем материнский образ в стихах Некрасова — единственное, что осталось после Елены Андреевны. Не сохранилось ни одного ее изображения, писем, принадлежавших ей вещей. Однако Некрасов вспоминал о матери с неизменной нежностью, а ее кончина — за три дня до приезда сына в Грешнево — стала для поэта настоящим ударом.
В 10 лет Николай поступил в ярославскую гимназию. А в 16 лет, проигнорировав желание отца о военной карьере для сына, прибыл в Петербург и решил поступить в университет. Завалив вступительный экзамен, Николай поступил вольнослушателем на филологический факультет.
Три года Некрасов, лишенный отеческой поддержки, терпел нужду, часто болел от истощения; чтобы не умереть с голода, брался за любую работу. Однако вскоре дела его пошли бойчее: он давал уроки, писал статьи для газет, сочинял по заказу стихотворные сказки, ставил водевили (комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами) на Александрийской сцене (под имением Перепельского). Это для заработка, а для души юный поэт писал стихи.
Встреча с Белинским многое определила в дальнейшей жизни и творчестве поэта. Когда в 1845-м году Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов, воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истины!»
В 1847-м году Некрасов стал редактором журнала «Современник». Он пригласил в журнал лучшие литературные силы того времени. Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров, Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский стали авторами журнала. Современник стал трибуной революционно настроенных публицистов и мыслителей, он сыграл важную роль в подготовке отмены крепостного права.
С 1866 г. и до кончины Некрасов был редактором журнала «Отечественные записки».
«Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь, – говорил о нём Достоевский, – и не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доли его».
Философия творчества Некрасова заключается в том, что поэт поклонился правде народной. Он не просто «печальник народного горя», но готов всему учиться у народа, он верит народной интуиции, народ для него всё.
Критики отмечают, что стихи и поэмы Николая Алексеевича – это подлинная энциклопедия русской жизни 50-70-х годов 19-го века. В них встают яркие картинки деревенского быта, показаны социальные контрасты большого города. Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое человеческое горе. Поэт заглянул в трущобы Петербурга, он не пренебрегал «грязи в жизни»…
Некрасов умер 27 декабря 1877 года. На похоронах Некрасова во время прощального слова Достоевского, который поставил по уровню и значению Некрасова вслед за Пушкиным и Лермонтовым, раздалось много голосов из толпы: выше! То есть выше Пушкина и Лермонтова.
Некрасов весть растворен в народной правде. И народ ему ответил взаимностью – поет его стихи, читает поэмы, чтит память поэта.