BOOKвальное пространство «Литературные имена»
22 июня 1907 года родился замечательный человек Андрей Сергеевич Некрасов. Тот самый Некрасов, написавший о приключениях капитана Врунгеля.
Жизнь Андрея Некрасова полна путешествий и неожиданных поворотов. Несмотря на хромоту после перенесенного в детстве полиомиелита Некрасов работал на московской трамвайной станции разнорабочим и монтером. В 1926 году переехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, где и начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть».
Под псевдонимом Топе в 1928 году начал печатать свои заметки и стихи в журналах «Мурзилка» и «Пионер». Свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря Некрасов опубликовал в журнале «Борьба миров» и вскоре поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от кресла редактора. И уже в 1930 году Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком М.В.Водопьяновым. В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель
«ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, добывал китов в Тихом океане…».
В 1933 г. окончил Владивостокский морской техникум. Получив диплом, стал заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».
В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока. Но настоящая популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». А дело было так…
Во время совместной с Борисом Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет». В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра». Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов.
«После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель».
В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно веселил сотрудников рассказами-байками.
В 1937 появился журнальный вариант книги «Приключения капитана Врунгеля», который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов. Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. В 1939 вышло отдельным изданием книги.
Дальнейшую литературную деятельность Некрасов продолжил уже в 1953 году. Андрей Сергеевич выпустил несколько книг, среди которых:
«Завидная биография»; «Судьба корабля»; «Мы были на Диксоне».
Кроме этого, он писал статьи для подростков, где рассказывал о самолетах, машинах, океанологии, электричестве и прочих вещах.
Интересный факт:
Андрей Некрасов уже в зрелые годы приобрел трофейную немецкую яхту и назвал её конечно же «Беда». И эта «Беда» чуть ли не в первом плавании затонула, а потом и вовсе сгорела, оправдывая свое название. Не только реальная жизнь превращается в художественную литературу, иногда и литература влияет на нашу реальную жизнь.
Андрей Некрасов умер 15 февраля 1987 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.