BOOKвальное пространство «Литературные имена»
Виталий Георгиевич Губарев родился 30 августа 1912 года в городе Ростове-на-Дону. Детство его прошло на хуторе Большая Козинка. Мама Антонина Павловна получила гимназическое образование и преподавала в ростовской «Единой трудовой школе I и II ступени». Бабушка Мария Григорьевна Губарева была дочерью морского офицера, родственницей художника И. Айвазовского и писательницы Веры Пановой. Она была высокообразованной женщиной, заведовала начальной школой. Образ любимой бабушки, бабунечки, бабушечки встречается и в повестях, и в сказках Виталия Губарева. Он – один из самых обаятельных, выписанных со множеством точных и трогательных чёрточек.
Отец Виталия погиб в Первую мировую войну, когда мальчику не было и трёх лет. Когда в 1917 году в России произошла Октябрьская революция, Виталий учился в школе. Об этом сложном времени он вспоминал так: «В эти удивительные дни невольно наплывают воспоминания детства… Хуторская школа неподалеку от Ростова-на-Дону, холодный класс, за разбитыми стеклами свистит ветер. На старых партах аккуратно нарезанные листы оберточной бумаги – где-то их раздобыла для нас наша добрая учительница. Бумага заменяет нам тетради. А вместо чернил – разведенная водой печная сажа.
Мария Григорьевна диктует:
– Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны.
Потом маленькая курносая Катя Ирхина огромными печатными буквами написала эти слова на кумаче, и мы повесили его над классной доской.
Было холодно и голодно. Шел трудный двадцать второй год. Но мы, мальчишки и девчонки, страстно верили, что прекрасный, как сказка, мир, о котором нам рассказывала любимая учительница, мир, именуемый волшебным словом «коммунизм», обязательно наступит!» .
Литературная одарённость проявилась у В. Губарева очень рано. В 12 лет он начал печататься в газете «Ленинские внучата» и журнале «Горн». Свой первый рассказ молодой автор посвятил жизни в пионерском лагере, дружбе городских и сельских ребят. Он сам был пионерским вожатым, комсомольцем, а затем и членом Коммунистической партии.
С 1931 года Губарев работает в Москве. « Приехал с портфельчиком.-Вспоминал писатель.- В редакцию газеты надо было ехать на трамвае. А трамваи тогда брали штурмом. Один трамвай пропустил, во второй не смог протиснуться, в третий как рванул – и услышал: «Ну, сразу видно, нахальный москвич».
В первую ночь он улёгся ночевать прямо на редакционном столе, с пачкой газет под голову. Потом снимал угол. Вся страна голодала, всё было по карточкам. Но ощущение времени было таким: «Мы все были счастливы молодостью и духовным подъёмом. Жили весело и дружно. Над газетой работали с утра до позднего вечера. Хлеб, полученный по карточкам, съедали сразу, в остальное время довольствовались чаем».
Он был всезнающим и всеведающим газетчиком и мобильным журналистом – иным и не мог быть редактор детской и молодёжной прессы – «Пионерской правды» и «Комсомольской правды». Коллеги по работе отзывались о нём так: «Мы его любили больше всех. Он «горел» на работе. Высокая культура в нём чувствовалась».
Осенью 1941 года Виталий Губарев занимался эвакуацией сотрудников издательства под Омск. Это было 3000 человек, и среди них – 1000 детей. В Москву Виталий Георгиевич вернулся уже в 1942 году и сразу же поехал на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Мотался на машинах по дорогам войны. Ездил к партизанам Смоленщины. Вместе с наступающей армией шёл по Болгарии и Румынии. А после Победы вновь отдал своё время литературе.
В 1951 году он написал свой первый фантастический роман «Королевство кривых зеркал», который год спустя также был переработан в пьесу. Она имела огромный успех и регулярно переиздавалась. В 1963 году Александр Роу адаптировал его в фильме «Королевство кривых зеркал», сценаристом которого был Губарев. Он был назван «Лучшим детским фильмом 1963 года» по результатам всесоюзного опроса, проведенного журналом «Советский экран», в то время как название «королевство кривых зеркал» само по себе превратилось в идиому.
Также известность писателю принесли его книги «Трое на острове» (1959), «Путешествие на Утреннюю Звезду» (1961), «Часы веков» (1965), «Преданье старины глубокой» (1970) и «В Тридевятом царстве» (1970), вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
Умер Виталий Георгиевич Губарев в 1981 г., читая редактору только что написанную пьесу. У него случился инфаркт. Точная дата смерти писателя в литературе не указывается.
Источник: Еремин, В.Н. Сто великих сказочников/ В.Н.Еремин .- Москва: Вече, 2018.-416с.