С любовью ко всему живому с Константином Паустовским

      Комментарии к записи С любовью ко всему живому с Константином Паустовским отключены

BOOKвальное пространство «Литературные имена»

Паустовский своими глазами видел две революции, Февральскую и Октябрьскую и три войны – Первую мировую, Гражданскую и Вторую Мировую. События, свидетелем которых он стал, наложили глубокий отпечаток на его творчество. Горячая поклонница писателя, актриса Марлен Дитрих, называла его прозу «романтичной, но простой, без прикрас».

Паустовский тесно связан с детской литературой. Многие его произведения печатались в детских журналах и в детских издательствах. Выходивший до войны журнал «Детская литература» неизменно откликался на каждое новое произведение Паустовского.

В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).

Что дает нам право говорить о том, что это рассказы для детей? В данных произведениях всегда присутствует юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского художественно совершенны. Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению.

Например, сказка «Тёплый хлеб» — очень поучительная, она вызывает много различных эмоций у детей. Сюжет как будто бы и прост, но сколько всего сказано автором. Затронута детская тема и тема отношения к животным. Это не простая сказка, в ней реальные события переплетаются с вымыслом.  В сказке рассказывается о маленьком мальчике Фильке и о его нехорошем поступке, и о том какие последствия повлёк он за собой.

Есть у Паустовского ещё одна сказка «Растрёпанный воробей». Эта сказочная история о любви, верности и благодарности. В ней рассказывается о маленьком воробушке, которого спасла девочка Маша. Но это не простой воробей. Его зовут Пашка, он волшебный, потому что может понимать человеческую речь и сочувствовать и сопереживать людям. Здесь тоже сказка переплетается с реальной жизнью, и жизнь воробьёв очень схожа с человеческой. Воробьи также озабочены поиском пищи, и сетуют на то, что раньше было легче жить. Но самое главное в этой сказке – это чувства. Чувство любви и нежности Машиной мамы к отцу девочки, который находился очень далеко от дома на службе. И это чувство сосредоточилось на маленьком стеклянном букетике, брошке, которую Машин папа подарил маме балерине перед отъездом на память о нём. 

Особенностью Паустовского было романтическое восприятие мира. В рассказе «Барсучий нос» — мальчик наделен особым зрением и слухом: он слышит шепот рыбы; видит, как муравьи устраивают паром через поток сосновой коры и паутины. Не удивительно, что именно ему дано было увидеть, как барсук лечит обожженный нос, засунув его в мокрую и холодную труху старого соснового пня. В рассказе «Ленька с Малого озера» – мальчик очень хочет узнать, из чего сделаны звезды, и отважно отправляется по болотам искать «метеор». История полна восхищения ненасытностью мальчика, его пристальным наблюдением: «Ленька первый, из многих сотен людей, которых я встречал в своей жизни, рассказал мне, где и как спит рыба, как годами тлеют под землей сухие болота, как цветет старая сосна и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки». У героя обеих историй был настоящий прототип — маленький друг писателя Вася Зотов.

Атмосфера юмора, доброты, наполняет рассказы Паустовского о животных. Красный котик-вор из рассказа «Кот-ворюга», долгое время преследовал людей с невероятными трюками и, наконец, пойман «в действии», вместо наказания получает «чудесный обед» и даже способен на «благородные дела».

В годы Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский был военным корреспондентом. Именно тогда писатель познал и тяжкую солдатскую судьбу, и то, как война повлияла на жизнь людей в тылу, и то, как весь народ с честью нес бремя войны. Собственно о войне Паустовский не писал. Однако отзвуки войны слышны в ряде произведений для детей (среди них – «Похождения жука носорога», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь»).

На примере одной маленькой семьи Паустовский показал весь трагизм военного времени в рассказе «Дремучий медведь». «Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький…».

Солдатская сказка «Похождение жука-носорога» посвящена войне. Пётр Терентьев, уходя из деревни на войну, получает на прощание от маленького сына Стёпы подарок – жука-носорога. Посаженный в спичечный коробок, жук-носорог попадает вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. Жук повсюду был вместе с хозяином, однажды даже спас Петру жизнь. В этой истории мало сказочного, разве только то, что все происходящее на войне представлено с позиции жука.

Автор показывает тяжёлые солдатские будни,  нелёгкую дорогу к победе, мужество и стойкость бойцов, пишет о долгом и трудном ратном пути.

Его язык, поэтичный и в то же время ёмкий, был и остается необыкновенно хорош для читателя, который только начинает знакомиться со «взрослой» литературой.