Литературный гид
В психологии — впрочем, как и в любой отрасли науки, — основной упор делается на вклад ученых-мужчин. Фрейд, Карнеги, Юнг, Фромм ,эти имена гремят на весь мир, тогда как женщин замечают очень редко. А ведь их вклад в развитие науки велик!
Численное превосходство мужчин-психологов (в США, например, в начале XX века женщины составляли лишь 10% от числа специалистов в области психологии) заставляет думать, что женщины и вовсе не интересуются ей. Это не так, однако женщины посвящавшие свою жизнь изучению человеческой натуры, очень часто сталкивались с дискриминацией, препятствиями и трудностями. Многим из них не позволяли учиться с мужчинами, получать вполне заслуженные степени или занимать должности, которые позволяли бы им заниматься исследовательской деятельностью и публиковать свои работы.
В преддверии Международного женского дня предлагаем вашему вниманию подборку литературы отечественных и зарубежных женщин, посвятивших свою жизнь психологии.
Карен Хорни
Карен Хорни (1885-1952) — одна из самых ярких представительниц неофрейдизма, блестящий критик З.Фрейда, автор оригинальной теории, оказавшей значительное влияние на развитие психоанализа. Норвежка по происхождению, она училась и работала в Германии, была членом Берлинского психоаналитического института, затем работала в США. За свои взгляды и отступничество от ортодоксального психоанализа была исключена из Американской психоаналитической ассоциации; основала собственную Ассоциацию развития психоанализа в Нью-Йорке. Заслуги Карен Хорни перед наукой бесспорны: ее считают пионером в развитии культуралистского направления в психоанализе; она является автором одной из самых разработанных концепций невротических конфликтов и психологических защит.
Хорни, К. Самоанализ/ К.Хорни.- Санкт-Петербург: Питер, 2019.-224с.
Одна из основных работ выдающегося ученого- психоаналитика, бросившей вызов пессимизму и терапевтическому аскетизму З.Фрейда. «Самоанализ» — своеобразная платформа теории самой Хорни — первое практическое руководство по психоанализу, помогающее людям преодолевать собственные проблемы. Книга раскрывает типичные внутренние конфликты человека, а ее типология характеров — это мастерски выполненное описание людей, с которыми чуть ли не ежедневно сталкиваются не только психологи и психотерапевты, но и все мы. Книга написана легким, образным, ярким языком и понятна даже неспециалистам.
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе/ К.Хорни.- Санкт-Петербург: Питер, 2016.-304с.
Цель книги дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, с его конфликтами, переживаниями и теми многочисленными затруднениями, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Автор хочет показать, что связь между детскими переживаниями и более поздними конфликтами является намного более сложной, чем предполагают многие психоаналитики, говорящие о простой связи причины и следствия.Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей. Книга адресована не только психиатрам и психологам, но и педагогам, социальным работникам, антропологам и даже …самим невротикам, так как они «имеют более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем их здоровые собратья».
Осорина Мария Владимировна
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук, специалист в области общей и детской психологии, психологии творчества, социально-психологического тренинга. Наиболее значителен ее вклад в психологическое исследование традиций детской субкультуры и детского фольклора. Различным аспектам детской психологии посвящено большинство ее публикаций, многие из которых имеют пионерское значение.
«Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивительно слепы по отношению к жизни и культуре «племени детей» Марина Осорина
Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М.В. Осорина.- Санкт-Петербург: Питер, 2016.-304с.
Как ребенок осваивает пространство окружающего мира? Чего он боится дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает свалка? Зачем дети делают «тайники» и «секреты», строят «штабы» и ходят в «страшные места»? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Оригинальность подхода, психологическая компетентность и удивительная наблюдательность автора помогут понять всю сложность задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир. Книга адресована всем, кто занимается детьми: психологам, воспитателям и, конечно, родителям.
Луиза Хей
Луиза Хей (1926 — 2017) — психолог, одна из основателей движения самопомощи, автор более тридцати книг популярной психологии , в том числе широко известной в мире книги «You Can Heal Your Life» («Ты можешь исцелить свою жизнь»). Ключевая идея работ Луизы Хей состоит в том, что именно наши деструктивные убеждения, ограничивающие представления о себе и непережитые негативные эмоции становятся причиной наших эмоциональных проблем и физических недугов, но с помощью определённых инструментов мы можем изменить наше мышление и исцелить своё тело.
«То, о чем вы думаете и чему верите, — то и сбудется для вас. Ваши мысли создают вашу жизнь. Это — просто! И когда сможете понять это, вы сможете сделать огромные изменения» Луиза Хей
Хей, Луиза. Все, что хочет женщина/ Луиза Хей.- Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012.-960с.
Основной принцип уникальной методики Луизы Хей состоит в том, что произнесенные слова и наши мысли способны избавить человека от негативных стереотипов мышления, могут стать основой положительных перемен в жизни. С их помощью вы, дорогие читательницы, излечитесь от болезней, измените отношение к себе и окружающим, реализуете свои скрытые возможности, найдете новые пути решения проблем. С помощью специальных упражнений вы раскроете глубоко таившиеся причины негативного течения жизни, положительные аффирмации и медитации помогут полюбить себя, раскрыть потенциал и творческие возможности, они преобразят все вокруг. А истории из жизни реальных людей напомнят вам, что вы не одиноки и из каждой ситуации можно найти выход.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, имеет более 80 опубликованных научных работ,среди них монография «О движении человеческого глаза» (1978), учебник «Введение в общую психологию» (1988). Выступала как редактор-составитель учебного пособия «Практикум по общей психологии» (1972), серии хрестоматий по общей психологии. Автор популярнейших книг по детской психологии, в которых просто и доступно рассказывает о важных достижениях современной психологии. Мать троих детей, бабушка пятерых внуков и прабабушка семи правнуков, в своих работах зачастую излагает собственный опыт общения с детьми. Интенсивно занимается практической психологией: проводит тренинги, консультирует в области детских и семейных проблем.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций/ Ю.Б.Гиппенрейтер.- Москва : Издательство АСТ, 2016.-352с.
В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов 1-го курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии. Для студентов, начинающих изучать психологию; представляет интерес для широкого круга читателей.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком КАК?/ Ю.Б.Гиппенрейтер.- Москва : Издательство АСТ, 2014.-304с.
Общаться с ребенком. Как?» — это знаменитая книга о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни сделали эту книгу настольным справочником для всех родителей, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.
Людмила Петрановская
Людмила Петрановская — психолог, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Окончила филологический факультет Ташкентского университета, а также Институт психоанализа и Высшую школу экономики по программе «Семейная системная терапия». Людмила — автор бестселлеров «Что делать, если…», «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы». Основываясь на научных теориях в области психологии, автор легко и доступно рассказывает об особенностях детского развития и трудностях воспитания детей. Благодаря своей практической применимости, книги Людмилы Петрановской стали абсолютными бестселлерами среди научно-популярной литературы по воспитанию детей. Суммарный тираж вышедших книг автора составляет более 1 000 000 экземпляров.
Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка/ Л.В.Петрановская.- Москва: АСТ, 2014.-288с.
Книга будет полезна не только молодым мамам, но и тем, кто хочет переосмыслить свои отношения со своим возможно уже повзрослевшим ребенком. Вы узнаете:
— как формируется привязанность ребенка к родителям от самого раннего возраста до подросткового периода;
— почему роли Наставника и Родителя — далеко не одно и то же;
— как стать своему ребенку опорой в жизни.
Если вы будете понимать своего ребенка, вам будет проще выстраивать с ним отношения. Ответы на самые сложные вопросы лежат именно там. Заниматься ли ранним развитием или пустить все на самотек? Отправлять ли в садик или оставить с бабушкой? Наказывать ли по просьбе учителя и есть ли в этом смысл? Дать ли подростку его желанную свободу? И наконец, как сохранить отношения с ребенком, когда он уже взрослый?
Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. Что делать, если больше нет сил терпеть?/ Л.В.Петрановская.- Москва: АСТ, 2016.-144с.
Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Читайте с нами! Читайте сами!