Беседа
Сегодня, 23 апреля, отмечается отличный праздник — Всемирный день книг и авторского права. Он создан как напоминание о том, что книги — самый надежный способ сохранения и распространения знания. С их помощью мы можем узнать о чем угодно, прикоснуться к великим мыслям и идеям, побывать в местах, до которых никогда не смогли бы добраться.
Традиция чествовать книги и любовь к ним появилась в испанской Каталонии в начале XX века. Ее ввели местные книготорговцы, 23 апреля 1923 года устроившие грандиозную книжную ярмарку. Дату выбирали, исходя из ее важности для мировой и европейской литературы. Дело в том, что 23 апреля — день смерти и памяти таких великих писателей, как Мигель де Сервантес, Инка Гарсиласо де ла Вега, Уильям Шекспир. Гораздо позже, уже в 1995 году, на заседании ЮНЕСКО было принято решение о создании памятной даты — Дня книг и авторского права.
«Всемирный день книг и авторского права помогает осознать, как сильно книги могут изменить наши жизни к лучшему, и поддерживает книги и тех, кто их создает. Грамотность – это дверь к знаниям, основа для самоуважения личности, и книги играют здесь главную роль. При том, что в мире насчитывается 175 миллионов подростков – преимущественно девочек и молодых женщин, которые не способны прочесть даже одного предложения, ЮНЕСКО стремится использовать информационно-коммуникационные технологии, особенно мобильные, чтобы развивать грамотность и достичь людей, которым недоступно качественное обучение», — говорится на сайте организации.
Давайте в этот день поговорим об уважении к книгам. И мы сейчас не о том, что нельзя черкаться на полях или ставить на книгу кофейную чашку. Речь пойдет о чем-то более глубоком — о принципах интеллектуального этикета при чтении книг. Да-да, такой существует. О нем рассказывает профессор Мортимер Адлер в руководстве «Как читать книги».
«Чтение книги чем-то напоминает разговор. Возможно, вы так не считаете, поскольку видите, что все время говорит автор, а вы лишь внимаете ему. В этом случае необходимо переосмыслить и осознавать свои возможности и обязанности читателя. На самом деле последнее слово всегда остается за читателем. Сначала высказывается автор, а затем наступает очередь читателя. Разговор между книгой и читателем происходит своим чередом, каждая сторона говорит по очереди, не перебивая. Если читатель недисциплинирован и невежлив, то конструктивный диалог, конечно же, не состоится. Ведь автор не может защищаться. Он не может сказать вам со страниц книги : «Постой, дай мне закончить, а потом начинай спорить». Он не может возразить, что читатель неверно истолковал его мысль…Мы будем считать само собой разумеющимся, что автор в достаточной мере корректен по отношению к читателю. Как правило, авторы великих книг достойно проводят свою часть дискуссии. Как может читатель соответствовать их уровню? Что он должен сказать, чтобы не сбиться с намеченного пути? У читателя есть обязанность и возможность ответить автору. Возможность очевидна – ведь читателю ничто не может помешать вынести свой вердикт. Обязанность же определяется самой сутью отношений между книгами и читателями.
Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора состоит в том, чтобы научить чему-либо своего читателя. Он постарался это сделать. Предпринял попытку убедить читателя в чем-то. Его усилия могут увенчаться успехом только в том случае, если читатель в конце концов скажет : «Я научился. Вы убедили меня. Да, это совершенно верно. А это – маловероятно». Если читатель не готов сказать «я согласен», то должен как минимум иметь основания для подобной позиции или для того, чтобы составить свое мнение немного позже. …Хорошая книга заслуживает активного прочтения. Процесс чтения не исчерпывается пониманием написанного. Он должен завершаться формированием собственного критического мнения. Пассивный читатель пренебрегает этим требованием, возможно, даже больше, чем правилами анализа и интерпретации. Он не только избегает всяческих попыток понять текст, но и просто отмахивается от книги, откладывая или забывая ее. Отсутствие критического суждения хуже, чем невнятная похвала.»
Источник: Адлер, Мортимер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений/ Мортимер Адлер.- Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020.-344с.