Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».
Казаки проводили свою жизнь в бесконечных войнах, набегах, сражениях. Часто во время набегов они брали себе в жёны прелестнейших черкешенок, узбечек, персианок, турчанок, гречанок. Как же выглядели казачки? Историк Сухоруков писал:
«Представьте себе красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Многие казачки прекрасно говорили и по-русски, и по-татарски, и по-турецки. Это было необходимо, чтобы можно было поговорить друг с другом».
На плечи женщины ложилась почти вся работа по дому, под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с жизнью семьи. Отличительной чертой казачки было её стремление к чистоте. Казачьи курени мылись несколько раз в году, и не только внутри, но и снаружи. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда была в порядке печь, приготовлена еда, блистал чистотой пол, его мыли жёлтым камнем — деруном, а потом несколько раз смывали водой. Пол приобретал желтоватую окраску, становился гладким и блестящим. Особо досужие смотрели: нет ли черноты на заварном чайнике и чашках в том месте, где прикреплялись ручки. Если черноты не было, то считалось, что хозяйка настоящая додельница и всё в доме у неё в полном порядке. Двор также был опрятен. Его выметали, посыпали песком, желтыми камешками выкладывали клумбы.
Трудолюбивая, домовитая казачка сохраняла и земли, и богатства. И пахала, и сеяла, и жала, и в снопы вязала, пекла хлеб, делала заготовки на зиму, стряпала, обшивала всю семью, растила детей, ткала, вязала, могла и хворобы лечить, и хату подправить.
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.
Культура на Дону формировалась под влиянием культур России, Украины и Востока. Это отражалась и в посуде и мебели и обустройстве дома. И одежда, украшения казачек тоже было разная, часто с восточным уклоном. Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда пришли, потом шили новую.
Вот костюм, в котором особенно чувствовалось влияние Востока
Кубелёк, в переводе – мотылёк: верхнее платье с широкими рукавами, очень напоминало по форме силуэтом распахнутые крылья бабочки. Застёгивался до пояса серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами.
Рубаха, которая надевалась под платье. Ворот, рукава и подол выглядывали из-под кубелька и, поэтому украшались золотым шитьём или вышивкой.
Поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом.
При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который тоже застёгивался на груди.
Многие женщины на татарский манер носили шаровары.
Русский вариант одежды казачек состоял из понёвы – юбки из трёх полотнищ, рубахи с рукавами, балахона – верхняя распашная одежда выше колен и без рукавов.
Сверху балахона надевалась завеска, которая в праздничном наряде служила украшением, а каждый день защищала одежду от загрязнения.
Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами, украшениями из золотых цепочек. Женщины носили повойник – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок или одевалась кичка с высокими рогами.
Со временем одежда менялась. На Дон стали приезжать французские портнихи, казачки стали носить модные платья, а потом и юбки с платьями. Юбки шили с большим количеством оборок по подолу, праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Традиционным зимним нарядом казачек считалась шуба. Она шилась из меха лисицы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Она была длинная и без застёжки. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки из собольего меха.
Как и все женщины казачки любили украшения. Это были чикилики – алая лента, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга. На руках носили серебряные и золотые браслеты – безилики, а также перстни и кольца.
Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе:
«Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек.
Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной»
- Алмазов, Б.А. Казачий домострой/ Б.А.Алмазов.- Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2016.-502с.
- Астапенко, М.П. История Дона и Донского Казачества: учебное пособие для 5-8 классов общеобразовательных заведений/ М.П.Астапенко.- Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005.-304с.
- Астапенко, М. История Донского казачества. В 10 книгах. Книги1-3/ М. Астапенко.- Ростов-на-Дону: Терра, 2000.-700с.
- Астапенко, М. История Донского казачества. В 10 книгах. Книги 3-5/ М. Астапенко.- Ростов-на-Дону:Терра, 2000.-768с.
- Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920г./ М.П.Астапенко.- Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2004.-608с.