Александр Солженицын: жизнь как духовное восхождение

Литературный гид

В деятельности нашей библиотеки, носящей имя классика Александра Исаевича Солженицына, важным и значимым является популяризация его произведений, внимательное изучение литературы о его жизни и творчестве. Библиотека располагает печатными изданиями, а также иллюстрированными материалами о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

Александра Солженицына массовый читатель России «открыл» в перестроечные годы, когда в русскую литературу стали возвращать творчество запрещенных писателей. Несмотря на громкое возвращение, ошеломительный успех «Архипелага ГУЛаг», отношение к Солженицыну в русском обществе до сих пор неоднозначно. Его называли и «писателем-пророком», и «американским шпионом», кто-то внимал каждому слову писателя, а кто-то обличал во лжи. Каждое субъективное мнение, как говорится, имеет место быть.

Составить свое собственное мнение о человеке и о писателе — Александре Солженицыне – помогут издания о жизни и творчестве писателя, имеющиеся в фондах библиотек МБУК РГ ЦБС.


Голубков, М.М. Русская литература ХХ в.: После раскола: учебное пособие для вузов/ М.М.Голубков.М.: Аспект Пресс,2002.-267 с.

Хочу обратить внимание на учебное пособие профессора кафедры истории русской литературы ХХ в. филологического факультета МГУ Михаила Голубкова «Русская литература ХХ в.: После раскола».

Книга посвящена поиску новых подходов к литературной истории ХХ века, где показана роль в литературном процессе таких писателей, как А.Платонов, В.Набоков, М.Зощенко, В.Маяковский, О.Мандельштам, Е.Замятин, А.Солженицын, опираясь на исторические концепции Л.Н.Гумилева. Автор завершает книгу замечательной главной о творчестве Солженицына, одновременно восторженной и взвешенной, откуда необходимо, на мой взгляд, привести еще цитату хотя бы потому, что я полностью согласен с высказываниями М.М. Голубкова. Итогом столетия называет М. Голубков творчество Солженицына, синтезировавшее и реализм, и модернизм, чьим основным предметом исследования стал русский национальный характер во всем его многообразии. Автор видит сущностную основу пафоса солженицынского творчества

    «в отказе от компромисса с властью и обстоятельствами; в отказе от взаимной непримиримости, обусловленной национальными расколами; в устремленности к преодолению этих расколов через национальное обращение к высшим христианским ценностям; в преодолении гуманистического антропоцентризма, дезориентирующего современного человека в историческом и частном бытии».

Чтож, согласимся и потому что Солженицын действительно великий русский писатель, и потому что он первым из ныне живущих все рассказал о нашем расколе, призывая нас преодолеть его, задуматься о том, что мы есть и какими будем, какими должны быть ПОСЛЕ РАСКОЛА.

Гродзенский, С. Я Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове/ С.Я. Гродзенский.- М.: Проспект, 2016.- 173, [2]с.: ил.

«Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Маяковский и Есенин – перечень появляющихся парами корифеев русской литературы можно продолжать долго. Заметно, что в такой паре один классик выглядит антиподом другого. Во второй половине XX века такой парой воспринимались А. И. Солженицын и В. Т. Шаламов. Случилось так, что автор этих строк был довольно близко знаком и с тем и с другим задолго до того, как они стали известными. Первый – мой школьный учитель, второй – близкий друг моего отца». Так начинается новая книга Сергея Гродзенского «Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове». Автор делится личными впечатлениями о выдающихся писателях, приводит ранее неизвестные факты из их биографий например об их отношении к шахматам.

Представляя следующую книгу, хочется привести цитату Сергея Гродзенского из «Воспоминаний об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове»:

    «В пору, когда имя Александра Солженицына упоминалось только в ругательном контексте, его обвиняли во всех грехах, в том числе и в антисемитизме. Должен сказать, что моя память цепко фиксирует любые, даже самые мелкие факты такого рода. Так вот, за все годы знакомства с Солженицыным никакого намека на антисемитизм в его словах и поступках не было. Можно упомянуть о нескольких случаях его сдержанного отношения к творчеству известных деятелей культуры, науки, спорта – представителей еврейской национальности (подробнее я рассказываю об этом в заключительной части воспоминаний о Солженицыне), но нет оснований считать, что оно связано с их этническим происхождением».

Дейч, М. М. Клио в багровых тонах: Солженицын и евреи/ М.М.Дейч.- М.: Детектив-Пресс, 2006.- 221, [1] с.: ил., портр.- (Расследование издательства).

Вся книга Марка Дейча, основанная на его статьях в «Московском комсомольце», посвящена критике двухтомного труда Александра Исаевича Солженицына «Двести лет вместе». Автор анализирует книгу А. И. Солженицына «Двести лет вместе», где писатель поднимает вопрос отношений русских и евреев. Солженицын утверждает, что «в еврейском вопросе» отражается история русского государства и русского общества, сорвавшегося в катастрофу 1917 года.

Р.А.Медведев.- М.: Время, 2015.-447 с.- (Собрание сочинений Жореса и Роя Медведевых).

Очередной том Собрания сочинений Жореса и Роя Медведевых составили работы, объединенные принадлежностью их героев к числу нобелевских лауреатов России.

    «Движение диссидентов никогда не являлось массовым, и все его главные участники, как правило, знали друг друга», «это была часть нашей жизни и нашей судьбы»,

напишет Рой Медведев. Личные встречи, впечатления, мнения и даже обиды составляют основу этого сборника.

Первая встреча Солженицына и Сахарова происходит в 1968 году, и причина ее, в какой-то степени, внешнеполитическая: вторжение стран Варшавского договора на территорию Чехословакии. Солженицын – осторожен и подозрителен, уже известный писатель и человек, прошедший лагеря. Сахаров – прямолинеен и подвержен влияниям, во многом – наивный бунтарь, трижды Герой Социалистического Труда и засекреченный отец советской водородной бомбы в окружении сотрудников личной охраны КГБ. В 1970 году оба они выступят с протестом против принудительной госпитализации Жореса Медведева в психиатрическую клинику, что станет, по мнению авторов, первой победой диссидентского движения в СССР. Так начиналось то общее, что было в судьбах этих столь разных людей: писателя и ученого, ставших весьма значимыми личностями в политике и идеологии.

Стилистически строго написанный, подкрепленный богатым фактическим материалом с датами и ссылками текст, все же, хранит в себе следы личной неприязни: Солженицын обвинил Роя Медведева в «задержке сахаровского взлета». Рой Медведев анализирует деятельность и идеи А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова высказывает мнение, что А. Солженицын не стал в новой России «властителем дум», и ему не удалось выступить как объединителю народа ни в столицах, ни в провинции.

Немзер, А. С. «Красное колесо» Александра Солженицына: опыт прочтения/ А.С. Немзер. –М.: Время, 2010.-364, [1] с.: ил.- (Диалог).

Основным литературным произведением Солженицына, которое сам автор определил как «повествованье в отмеренных сроках» является «Красное колесо». По словам самого Солженицына, он потратил всю жизнь на изучение периода, относящегося к началу ХХ века. «В «Красном колесе» ‑ сгусток этого всего. Я постарался не пропустить ни одного факта. Я нашел закон революции ‑ когда раскручивается это грандиозное колесо, оно захватывает весь народ и своих организаторов».

    «Красное колесо» — это любимая книга жизни Александра Исаевича, это, надо сказать, был главный замысел его жизни. Он от него никогда не отступал. В общем, в истории литературы не такой частный случай — всю жизнь пронёс замысел и сумел его осуществить», —

— утверждает Наталья Солженицына.

В книге известного критика и историка литературы, профессора кафедры словесности Государственного университета — Высшей школы экономики Андрея Немзера подробно анализируется и интерпретируется заветный труд Александра Солженицына — эпопея «Красное Колесо». В предисловии Немзер отмечает, что даже те, кто видит в Солженицыне великого писателя и умеет находить большие смыслы в «Рако­вом корпусе» и «крохотках», не осмелятся назвать «Красное колесо» книгой прочитанной. Им и адресован отчетный «опыт прочтения».

Решетовская, Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия/ Н.А.Решетовская. –М.: Советская Россия, 1990.-413, [2]с.:ил.

Обширный фактический материал о характере и особенностях творческой судьбы лауреата Нобелевской премии представляет читателю автор книги «Александр Солженицын и читающая Россия» Наталья Алексеевна Решетовская – первая жена А. И. Солженицына. В книге освещается студенческая жизнь писателя, его участие в Великой Отечественной войне, долгие годы необоснованного заключения и трудное время жизни в Рязани, когда создавались ныне широко известные произведения «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Воссоздавая минувшее, автор не стремится к анализу книг А. И. Солженицына, пусть этим занимаются специалисты.

Сараскина, Л. И. Александр Солженицын/ Л.И. Сараскина.-[Изд.2-е].-М.: Молодая гвардия, 2008. — 934, [1] с.,[24] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей : Биография продолжается : серия биографий ; вып.15).

К 90-летию А.И. Солженицына приурочен выход его первой полной биографии, созданной известной писательницей и историком литературы Л. И. Сараскиной на основе уникальных архивных документов, бесед с самим Солженицыным и членами его семьи. Издание интересно и тем, что включает фотогалерею, хронологию жизни и творчества писателя и краткий библиографический список.

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество: книга для учащихся/ В.А. Чалмаев.- М.: Просвещение, 1994.-285,[2]с.:ил.

Книгу для учащихся Виктора Чалмаева «Александр Солженицын: Жизнь и творчество» предваряет хроника жизни и творческой деятельности А. И. Солженицына. Подробно рассказывается о детских и юношеских годах А.И. Солженицына, о его участии в Великой Отечественной войне, о формировании мировоззрения. В книге рассказывается о сложной судьбе писателя, начиная с первых публикаций в 60-е годы («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»), обращается внимание на то, что Солженицын первый вскрыл трагедию сталинских репрессий («Архипелаг Гулаг»), сумел по-новому осмыслить события 1914-1917 годов («Красное колесо»). Литературно-общественная деятельность писателя анализируется в сопоставлении с творчеством Пастернака, Шаламова, Волкова.

Творческое наследие Александра Исаевича Солженицына принадлежит к наиболее значимым ценностям русской литературы. Он является фигурой уникальной для своего времени.