BOOKвальное пространство «Литературные имена»
Не будет преувеличением утверждение, что все : наши бабушки и дедушки, мама и папы и мы сами – выросли на стихах Агнии Барто. «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок, качается…», «Уронили мишку на пол…» всплывают в памяти и погружают в мир детства, напоминают первые шаги, первые слова. Стихи Барто разговаривают со своими читателями на простом и ясном языке.
Агния Барто навсегда вошла в историю отечественной поэзии как талантливый автор детских стихов. Советские читатели раскупали сборники ее стихов со скоростью света. Она не выдумывала небылицы, ее образы были полны юмора и сатиры, в них высмеивались человеческие пороки и недостатки. Ее поэзия не походила на занудное нытье, скорее ее стихи были забавными дразнилками, и поэтому их так любили дети.
Родилась Гетель Волова (именно так звучит настоящее имя поэтессы) 4 (17) февраля 1906 года в Москве, в семье Льва и Марии Воловых. Отец работал ветеринарным врачом, мама была домохозяйкой.
Отец был большим любителем творчества Ивана Крылова, и каждый вечер, укладывая дочурку спать, читал ей самые интересные. Именно отец научил девочку читать, используя вместо букваря книгу Льва Толстого. Несмотря на тяжелые времена смены власти и перехода страны на новые рельсы развития, Гетель училась в гимназии и посещала хореографическое училище.
Но творческая жизнь Агнии сложилась совсем не так, как думалось вначале. Она не стала балериной, хотя и была приглашена в состав балетной труппы. Агния стала писать стихи для детей.
Она рано вышла замуж, в 18 лет. Первым ее мужем стал поэт Павел Барто и под этой фамилией ее узнала вся страна. В соавторстве с мужем Агния написала три стиха – «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка», «Считалочка».
Когда началась война, Агния Барто не собиралась эвакуироваться из Москвы. Она хотела работать на радио и вносить хотя бы какой-то малый вклад в общую победу над фашистами. Она внесла такой вклад, но случилось это в Свердловске, куда отправили как специалиста по электростанциям её второго мужа Андрея Щегляева. Он забрал с собой семью – Агнию Барто с двумя детьми. Барто загорелась идеей написать о трудовой доблести подростков, которые своим трудом у станка помогают приблизить долгожданную победу. Чтобы понимать, о чем писать, Агния сама выучилась на токаря, и эти знания помогли ей создать произведение под названием «Идет ученик», которое вышло в 1943-м. Ее наградили премией, которую поэтесса до последней копейки пожертвовала на создание танка для фронта.
После победы Агния начала развивать шефскую работу над детскими домами. Она часто приезжала к сиротам, выступала перед ними со своими стихами, привозила скромные подарки. В 1947-м она написала и издала поэму под названием «Звенигород», которая посвящалась всем детям, оставшимся сиротами после войны. Это произведение сильно отличалось от всех ее поэзий, оно было достаточно тяжелым в психологическом плане.
Когда поэму «Звенигород» уже читала вся страна, Агнии Львовне пришло письмо от женщины, которая потеряла в начале войны дочь. Некоторые фрагменты, отображённые в поэме из детских рассказов, показались женщине знакомыми, и у неё затеплилась надежда, что в том детском доме Агния Барто общалась с её дочерью. На самом деле так и произошло: мама и дочка встретились после 10 лет разлуки благодаря поэме «Звенигород».
Об этой истории писали советские журналы и газеты, а Агнии Барто стали идти письма от людей, потерявших во время войны своих родственников. Так родилась идея передачи «Найти человека», которую Агния Барто в течение 9 лет вела на радиостанции «Маяк».
Агния Львовна — кавалер шести орденов СССР и лауреат Сталинской и Ленинской премии.После смерти Агнии Барто ее именем назвали астероид и кратер на Венере.
Такова яркая и необычная биография всеми любимой советской детской поэтессы.