Александр Солженицын

Жизнь как духовное восхождение

Уважаемый читатель,

Александр Исаевич Солженицын прожил невероятную жизнь, вместившую в себя войну и лагеря, награды и преследования, изгнание из СССР и триумфальное возвращение на родину, к своему народу, чьей памятью ему всегда хотелось быть.

В деятельности нашей библиотеки, носящей имя классика Александра Исаевича Солженицына, важным и значимым является популяризация его произведений, внимательное изучение литературы о его жизни и творчестве. Библиотека располагает печатными изданиями, а также иллюстрированными материалами о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

Александра Солженицына массовый читатель России «открыл» в перестроечные годы, когда в русскую литературу стали возвращать творчество запрещенных писателей. Несмотря на громкое возвращение, ошеломительный успех «Архипелага ГУЛаг», отношение к Солженицыну в русском обществе до сих пор неоднозначно. Его называли и «писателем-пророком», и «американским шпионом», кто-то внимал каждому слову писателя, а кто-то обличал во лжи. Каждое субъективное мнение, как говорится, имеет место быть.


Архипелаг  юности Александра Солженицына

«Связь человека с местом его обитания  – загадочна.., очевидна.., несомненна.., таинственна», –  утверждал писатель и журналист Петр Вайль. И, наверное, он прав. Особенно относительно людей талантливых, незаурядных.

  В декабре 2018 года российская и мировая культурная общественность отметят 100-летие со дня рождения выдающегося писателя, публициста, мыслителя, общественного деятеля, Нобелевского лауреата Александра Исаевича Солженицына.

Этого человека знают во всем мире, его  книги совершили переворот в сознании целых поколений, а сам он стал символом бескомпромиссной гражданственности и правдоискательства.

А начиналось духовное становление «великого нравственника и  справедливца» на Донской земле, в городе Ростове-на-Дону. Здесь прошли его детские и юношеские годы…

Вместе с тем будущий великий писатель не был природным дончанином – он родился  11 декабря 1918 года в Кисловодске. Любопытна его родословная.

Этимология фамилии «Солженицын» связана с  простонародным бытом («соложенье» – ращение  зерна на солоде). И это неслучайно. Предки  писателя со стороны отца происходили из воронежских слобожан. В «Поручной записи» от  5 октября 1698 года упоминается в числе жителей Бобровой слободы некий «Филип Соложаницын».  Интересно, что по велению Пётра I за сочувственное отношение к  бунтовщику Булавину жители слободы были выселены на Кубань. Там и обосновался род Солженицыных.  Выходцами из простого народа были и родственники Александра Исаевича по материнской линии. Примечательно, что дед – Захар Фёдорович Щербак – достиг впечатляющего жизненного успеха благодаря труду и исключительным деловым  качествам: бывший простой чабан из Таврии обладал к 1917 году крупным землевладением, двухэтажным особняком с великолепным парком и большим садом. В округе Захара Щербака знали как щедрого и доброго хозяина. С наемными работниками он обращался так, что после революции они давали приют и кормили обнищавшего старика. А разорение, полный крах наступили внезапно и трагически. Большевики экспроприировали  землевладение и дом Щербака. Сам он долго бедствовал, жил у родственников, знакомых. В 1932 году  был в очередной раз  арестован и бесследно исчез.

Будущие родители великого писателя, Исаакий и Таисия, были  людьми  просвещенными, образованными.

Исаакий окончил пятигорскую гимназию, некоторое время обучался в Московском университете (окончить его помешала Первая мировая война). Интеллектуальный и впечатлительный юноша увлекался толстовством и один раз даже встречался с  великим писателем в Ясной Поляне. В 1914 году Исаакий добровольцем пошёл на фронт. Воевал артиллеристом в Белоруссии, был награжден Георгиевским крестом. Судьба этого красивого, подающего большие надежды молодого человека оказалась нелепой и трагичной. На охоте Исаакий был ранен (прислонённое к телеге ружьё внезапно выстрелило от толчка лошади) и 15 июня 1918 скончался в больнице города Георгиевска от заражения крови.

Мать писателя, Таисия Щербак, окончила с золотой медалью лучшую ростовскую частную гимназию, затем училась в Москве на сельскохозяйственных женских курсах. 

Ростов вошел  в жизнь Саши Солженицына в 1924 году. Именно  тогда Таисия Захаровна вместе с  шестилетним сыном переехала сюда в поисках  работы и лучшей доли.  Однако реальность оказалась намного труднее, чем предполагалось. Молодая женщина долго не могла найти работу. А когда служба появлялась, Таисия Захаровна надолго не задерживалась: сослуживцы узнавали о том, что она «из бывших» и беспрестанно третировали. Приходилось бедствовать.  Саша с матерью долго жили в тесных, холодных съёмных каморках, где Таисия Захаровна заболела туберкулёзом.  Наконец, они обрели постоянное пристанище –   в убогом, заселённом нищим рабочим  людом и регулярно затапливаемом переулке Никольском (ныне переулок Халтуринский). Домик, который  Солженицыны арендовали, был расположен  в конце безлюдного тупика, в крутом и грязном каменном провале. Мать и сын занимали  одну из нескольких каморок с отдельным входом.   Однако  было и утешение:  при домике располагался маленький садик с качелями и скамейкой – место для отдыха. (Позже, когда  будущий автор «Архипелага ГУЛАГА» поступил в университет, семья переселилась в дом на проспекте Ворошиловский. Это  строение было разрушено в войну  немецкой бомбой).

Со школой у Саши тоже получалось не все просто. Высоко ценящая качественное образование, Таисия Захаровна  надеялась отдать сына на обучение в частный пансион, гимназию. Однако послереволюционная действительность устанавливала свои реалии. С 1926 года Саша начал посещать общеобразовательную школу № 15 в переулке Соборный  (сейчас там находится экономический колледж, на котором расположена гранитная мемориальная доска).

Поначалу мальчику  было очень трудно. В классе он сразу же стал изгоем из-за того, что носил на шее крестик и ходил с матерью в последнюю, не закрытую ещё городскую церковь. Но постепенно ситуация  менялась.

Красная пионерия и звонкая комсомолия настойчиво вытесняли из души Саши детскую набожность и искреннюю веру. Слова молитв и имена святых уходили в глубокое сердечное подполье и жили до поры до времени только там.  И вот уже вместе с ребятами  Саша гонял мяч «в ограде закрытой, недоразрушенной церкви Казанской Божьей Матери, на площадке у бокового притвора, ударяя мячом то в решетчатое оконце, то в надгробные камни».

Впоследствии Солженицын признается, что его ростовские детские и юношеские годы прошли в полном соответствии с нарочитым оптимизмом и безоговорочным целомудрием эпохи двадцатых и тридцатых: в велосипедных походах, шахматных страстях, футболе, художественной самодеятельности, выпускных и вступительных экзаменах.  

И еще было одно увлечение с самых ранних лет. Сашу,  сколько он себя помнил, тянуло к книгам. Они всегда были в доме, среди жалкой, убогой обстановки, появлялись от случая к случаю из рук знакомых, задерживались, оставались надолго и перечитывались по много раз. Лермонтов, Джек Лондон, Некрасов, Диккенс… В десять лет прочитанная «Война и мир» Л. Толстого.  Как вспоминал сам Александр Исаевич, чтение в детстве было, хотя и полезным процессом, но  бессистемным и хаотичным. Причина –  дефицит новых книг  («А, в общем, я задыхался, не понимая того, что у меня мало книг, и неоткуда было их взять…»).

С книголюбием напрямую было связано и еще одно увлечение, определившее будущее призвание. По свидетельствам самого  Солженицына, он очень рано задумался о литературном творчестве: «В девять лет я твёрдо решил, что буду писателем». С 1929 года Саша начал писать в ученических блокнотах свои первые детские произведения –  приключенческие повести. Чуть позже он завёл рукописные «журналы» – «XX век» и «Литературная  газета», где выступал единственным автором. К шестнадцати годам Саша Солженицын был, по школьным понятиям, опытным, продвинутым литератором, работавшим в разных жанрах и имевшим основательный творческий багаж, который прошёл апробацию в рукописных журналах (детском самиздате). Также Саша участвовал в школьной художественной самодеятельности, интересовался историей, общественной жизнью.

Потребность описывать, анализировать, рассуждать проявлялась у будущего писателя, порой,  самым неожиданным образом. Например, сам Александр Исаевич вспоминает, что страстно увлекаясь в детстве,  подобно всем мальчишкам, футболом, он всякий раз… описывал на бумаге ход каждого матча:  «Когда я был маленьким, я был таким же футбольным болельщиком, как и теперь, даже, пожалуй, больше, потому что тогда, приходя после матча домой, я немедленно садился и писал подробный отчет о матче. Так и лежит у меня до сих пор стопка тетрадочек с регистрацией каждого мяча, забитого в ростовские ворота или ростовскими форвардами. Потом я бросил эти футбольные мемуары».

Уже, закончив школу, в университете Александр продолжил заниматься сочинительством. Об этом свидетельствует его университетский приятель, впоследствии известный донской писатель Борис Изюмский: «Был восемнадцатилетний Саня юнцом восторженным, весь светился правдоискательством, сочинял огромные поэмы в подражание «Мцыри».  Для меня встреча с Солженицыным имела ещё и особое, личное значение. До войны, студентами, бегали мы с ним в литкружок при Доме медработников. Сдружила нас любовь к литературе. Оба сочиняли стихи, нещадно критиковали друг друга, но это ни разу не осложнило нашей дружбы».

Много лет спустя Солженицын назовёт свои первые литературные опыты «обычным юным вздором». Однако в 1938 году из «Гослитиздата», куда Саша послал свое стихотворение «Дыхание войны», посвященное испанским событиям, пришло письмо. В этом послании некий литературный консультант весьма благосклонно отозвался о произведении юного ростовчанина, посоветовал побольше читать, а также учиться точно выражать свои мысли, овладевать техникой ясной и чёткой речи. Для юного Саши  такой отзыв  был обнадеживающим знаком.

В 1936 году Солженицын поступает в престижный  Ростовский государственный университет. Испытывая неподдельное влечение к литературе, он, однако,  выбирает физико-математический факультет.  И причина  тому весьма  характерна для юного Саши – именно на этом факультете в середине тридцатых годов прошлого века работали самые образованные и талантливые ростовские преподаватели (например, легендарный ученый Д. Д. Мордухай-Болтовской).

Студент Солженицын, безусловно, был талантом и, как принято говорить сейчас, «перфекционистом». Учился только на «отлично», даже являлся сталинским стипендиатом. И что примечательно, помимо обязательных занятий, самостоятельно очень тщательно изучал российскую историю начала XX века и теорию марксизма-ленинизма.

А, вообще, студенческие  интересы Александра Солженицына отличались разнообразием. Он был  активным комсомольцем, старостой группы, участвовал во всех общественных мероприятиях, увлекался туризмом. Например, Александр совершал с друзьями-однокурсниками путешествие на байдарке по Волге, велопробеги по Донскому краю, Закавказью (этот период описан им в автобиографической поэме «Дороженька»).

Не забывал Солженицын-студент и литературных увлечений: выступал в художественной самодеятельности с чтением своих стихов,  даже поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве.  Живо интересовался театром: летом 1938 года пытался (однако, неудачно) сдать экзамены в театральную школу работавшего тогда в Ростове легендарного Ю. А. Завадского.

В общем, отличник-студент и активист  Саша Солженицын был обычным  советским парнем. Даже  имел кличку – «Морж».  Наталья Решетникова, первая любовь Солженицына, впоследствии ставшая женой, так объясняет происхождение этого прозвища:  «Морж – это потому, что Саня до поздней осени ходил без пальто и всю зиму нараспашку».

Не чужды были юному Солженицыну и романтические переживания.  «В школе я влюблялся много», – утверждал он, но признавался, что был проникнут целомудренным духом, присущем молодежи того времени («без вина, без девушек сухая юность наша»). Саша был очень застенчивым юношей: даже специально ходил в главный городской парк, чтобы  присмотреться, как ухаживают за девушками опытные, уверенные в себе мужчины. Тем не менее, в сентябре 1936 года Александр Солженицын познакомился с Натальей Решетниковой, которая впоследствии стала его первой женой…

Неизменно  возникает вопрос: «Как успешный советский студент стал ниспровергателем незыблемых стандартов современной ему жизни?».

А началось все с детских лет, омраченных трагической правдой жизни… Каждый день по дороге в школу и обратно Саша проходил мимо большого, мрачного здания, находившегося неподалеку от дома, на центральной улице им. Энгельса (ныне – Большая Садовая). Это было здание НКВД.  Будущий автор «Архипелага Гулага» постоянно наблюдал здесь молчаливо стоящих часовых на входах у массивных дубовых дверей, а  у задней стены двора здания – бесконечные очереди женщин к окошку для приема тюремных передач… Пешеходы старались быстрее проскользнуть  прочь от страшного здания. И вот однажды город потряс слух об  ужасном случае, взорвавшем бесстрастность фасадов и неподвижность окон каменного монстра. Рассказывали, что из самого высокого окна, на глазах у беспечных прохожих, на проезжую часть дороги  выбросился человек …

  Этот ростовский эпизод произвел на юного Сашу такое сильное впечатление, что через несколько лет, пребывая на допросе в Москве, на Лубянке,  он вспоминал его, испытывая  при этом самоубийственную «манию окна»: «Играло солнце в тающих морозных узорах просторного окна, через которое меня иногда очень подмывало выпрыгнуть, – чтоб хоть смертью своей сверкнуть по Москве, размозжиться с пятого этажа о мостовую, как в моём детстве мой неизвестный предшественник выпрыгнул в Ростове-на-Дону».

Тайны хранил не только ужасный дом на улице Энгельса. Многие ростовчане (как, впрочем, и жители других городов и весей бескрайней страны Советской) корчились от страха, боясь обнаружить свой  «скелет в шкафу». Так, со своим убийственным  секретом жил и  ростовский друг юного Солженицына – Кирилл Симонян.  Его отец, богатый купец,  спасаясь от ГПУ, вынужден был после революции оставить семью и пешком перейти персидскую границу. Жена, сын и дочь всю жизнь скрывали, что Симонян-старший жив и находится в Иране. Конечно, они не писали ему и от него не получали писем, не поддерживали никаких отношений. Позднее Солженицын с горькой иронией вспоминает  духовную слепоту, лицемерие и страх того времени: «В нашем большом городе каждую ночь сажали, сажали, сажали, – но ночью я не ходил по улицам. А днём семьи арестованных не вывешивали чёрных флагов, и сокурсники мои ничего не говорили об уведённых отцах».

Очень рано к Саше пришло осознание о необходимости осмысления  имеющихся в жизни, истории страны  противоречий.  Еще со старших классов школьных лет особый интерес проявлял он к периоду Первой мировой войны,  революции.

А родной  город спешил подсказывать ему сюжеты, мысли, идеи…

Писатель вспоминал, что во время прогулки по одной из самых красивых ростовских улиц – Пушкинской его осенил замысел о написании большого прозаического произведения, посвященного  революции.  Александр даже точно запомнил место и время этого озарения – 8 ноября 1936 года.

Тот осенний солнечный день запомнился Солженицыну навсегда.  Он шёл по Пушкинской в каком-то смутном волнении, и в одном месте, под уже оголёнными ветками деревьев, его вдруг будто осенило.  Именно в тот  день, напоенный дыханием теплой донской осени, как вспоминает сам писатель, стало очевидно нечто  важное: надо писать роман о революции, начиная не с Октябрьского переворота (до сих пор он думал, что именно это корень революционной истории), а с событий 1914 года. 

Уже в 1937 году Солженицын-студент собрал в ростовских библиотеках  доступную информацию по сражениям в Восточной Пруссии и смог написать первые главы романа, которые почти без изменения войдут в будущем  в грандиозную эпопею «Красное колесо»…

Ростов-на-Дону подарил Солженицыну друзей. И многие из них гордились потом всю жизнь, что входили в круг доверенных лиц выдающейся персоны столетия.

 Один из них – известный педагог южной столицы, «Заслуженный учитель школы России», преподаватель математики Эмилий Александрович Мазин. Александра Солженицына и Эмилия Мазина связывала крепкая дружба, длившаяся всю жизнь. Их отношения начались еще на физико-математическом факультете Ростовского государственного университета. Эмилий Александрович с щемящей ностальгией так вспоминал о далеком времени юности: «На лекциях у нас было разделение обязанностей: я записывал формулы, а Саня – комментарии преподавателей. Это здорово выручало нас обоих, и Солженицын к тому же успевал сдавать экзамены еще в одном вузе – в Московском институте философии, литературы и истории, в котором учился параллельно, начиная с третьего курса РГУ… От переулка Крепостного по улице Социалистической ходили в университет. По пути часто останавливались, чтобы выпить томатного сока по 11 копеек. Вино тоже любили, но только в те дни, когда сдавали экзамены на «отлично». Когда оба друга находились на фронтах Великой Отечественной, Солженицын прислал Мазину фотографию с надписью: «На шестом курсе жизненного факультета. Эмилию от Александра. 1943 год». Эта фотография хранилась у Эмилия Александровича всю жизнь. После изгнания Солженицына из СССР связь с  ним прервалась.  Только в 1992 году Эмилия Александровича посетили приехавшие первыми из Америки сыновья Солженицына, Ермолай и Степан: они привезли в подарок парижское издание книги «Бодался теленок с дубом». Любопытно, что позже, во время своего приезда в Ростов-на-Дону, Солженицын отказался селиться в гостинице и заночевал в доме своего друга.

Другой университетский  приятель Солженицына – Петр Колобов –  вспоминал, насколько дорога была память о Саше Солженицыне многим его сокурсникам, насколько близки им были духовные воззрения писателя. Об этом свидетельствует такой эпизод. Когда начались гонения на Александра Исаевича,  у ростовских друзей не поднялась рука уничтожить  свою переписку с ним: письма были  спрятаны в банку и закопаны в старейшем районе города, в Нахичевани. К сожалению, в годы  перестройки их  отыскать не удалось…

В 1941 году Солженицын окончил с отличием Ростовский государственный университет, ему была присвоена  квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента ВУЗа или аспиранта.  Но судьба  решила иначе… 

Грянула война. Александра Солженицына по причине здоровья мобилизовали не сразу. В сентябре 1941 года вместе с женой он получил распределение школьным учителем в город Морозовск Ростовской области. Однако  Александр активно добивался призыва на фронт. И уже 18 октября был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определён ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон.

А потом была целая жизнь: военная служба, арест, лагерная «одиссея», литературное творчество, слава, вынужденная эмиграция…

Только через полвека посетил Солженицын, уже к тому времени известный всему миру писатель, город своей юности.

Его приезд в Ростов-на-Дону в 1994 году произвел подлинный фурор среди творческой интеллигенции да и всей широкой общественности. «Великого российского правдолюбца» встречали священники, писатели, журналисты, казаки, представители областной администрации. Как просил Александр Исаевич, ни митингов, ни пламенных речей, ни пышных корзин с цветами не было. Вместо  привычных приветственных формальностей –   улыбки, объятия, рукопожатия, слезы радости. 

Посещение Ростова вылилось в целую программу. Прежде всего, Солженицын вместе с журналистами совершил экскурсию  по памятным местам, связанным с его детством и юностью. Надолго остались в культурной памяти города встречи писателя с ростовской творческой интеллигенцией, преподавателями и студентами ВУЗов. Все те, кто побывали на тех встречах,  отмечали «открытость, демократичность, выдержанность, интеллигентность» Солженицына, неустанную работу его мысли, энергию душевной и интеллектуальной деятельности. Во время общения обсуждались различные насущные вопросы. Так, в бесконечных разговорах с ростовчанами Александр Исаевич   высказывал  беспокойство относительно  «кризиса нравственности, дефицита духовности, недостатка просвещенности, утраты национальной гордости». Велись дебаты о судьбе крестьянства, роли казачества, ответственности интеллигенции, соотношении естественных и гуманитарных наук в формировании духовности, перспектив общественно-политического  и социального развития, значении православия в духовном возрождении России и т.д.

Социально-политические, экономические, духовно-нравственные проблемы Александр Исаевич   обсуждал и с властями. «Солженицын – одна из значимых фигур в стране, которая может сплотить россиян», – признался тогда один из чиновников областной администрации.

Вместе с тем посещение Ростова-на-Дону постперестроечного оставило в душе писателя не только позитивные настроения.

И причиной тому стал тот самый старый дом из далекого детства писателя. Бесспорно, Александр Исаевич испытал некое тягостное дежавю, увидев  здание по адресу: Халтуринский, 48.  Писатель был поражен тем, что дом выглядел почти также, как в  тридцатые годы: полуразвалившаяся хибара, удобства во дворе, печное отопление.  И в этой «реликтовой хижине», которую планировалось снести еще до войны, почти в центре города-миллионника накануне XXI столетия жили люди!

А жила там семья Серафима Николаевича Ганина, ровесника  Солженицына, человека со схожей судьбой (он также прошел сталинские лагеря). Александр Исаевич  близко принял к сердцу жизненные тяготы Серафима Ганина.  Известно, что Солженицын хлопотал об улучшении жилищных условий хозяина своего бывшего дома, даже помогал материально. Забегая вперед, следует сказать, что Серафим Николаевич был и похоронен на деньги писателя (мечта о новой квартире, увы, так и не сбылась).

В настоящий момент практически ничего не изменилось. Едва отреставрированная «избушка на курьих ножках» продолжает являться частным домовладением потомков Ганина.  Утверждение этого дома в  статусе мемориального объекта и даже размещение на нем памятного знака  уже давно не рассматривается.

К слову сказать, увековечение памяти А. И. Солженицына в Ростове-на-Дону сегодня – проблема далеко не однозначная.

С одной стороны, установлены мемориальные доски на школе и на здании факультета Южного федерального университета, где учился писатель, а также именем Солженицына назван один из городских проспектов. С другой стороны, инициатива присвоения имени Нобелевского лауреата Южному федеральному университету была в свое время отклонена, а вопрос о памятнике А. И. Солженицыну в Ростове-на-Дону до сих пор  не решен положительно.

Вместе с тем в  донской столице есть  учреждение культуры, которое с первого дня своего существования планомерно занимается популяризацией личности и духовного наследия выдающегося писателя. Это открывшаяся в  2016 году библиотека им. А. И. Солженицына. Здесь организована мемориальная экспозиция титульного имени, где особое место занимает фотовыставка «Солженицын в Ростове». Разработаны для читателей различные интерактивные формы  (например, эрудит-викторина «Архипелаг российской совести и чести»), создаются видеоролики по циклу миниатюр «Кро́хотки» и т.д. В планах –  интернет-марафон «100 дней с Солженицыным», виртуальная экскурсия «Ростов Солженицына», городской литературный праздник «Архипелаг совести Александра Солженицына».

Связь великого человека с местом его обитания (постоянного или временного) не только «загадочна.., очевидна.., несомненна.., таинственна», но и обоюдна. Незримое присутствие гения  преображает дом, улицу, город, придает им значимость, наполняет духовностью. Хочется верить, что Ростову-на-Дону еще предстоит стать тем социокультурным пространством, где достойно, с надлежащим  пиететом хранят память о великом человеке XX столетия.

Кравченко Марина Валерьевна,

зав. сектором организационно-методического отдела

ЦГБ им. М. Горького МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС.


Библиография:

  1. Гегузин, И. Возвращение к родным пенатам: [о жизни писателя А. И. Солженицына в Ростове-на-Дону]  / И. Гегузин //  Город N. – 1994. – 31 авг. –  С. 20
  2. Гегущин, И. Александр Солженицын —  ростовский житель // А. Гегузин // Дон. – 1994. —  № 4-5. – С. 208-230.
  3. Джичоева,  Е. Г. Возвращение: [в Ростов-на-Дону — город своего детства и юности в 1994 году писателя, лауреата Нобелевской премии А. И. Солженицына] // Вспоминать и жить / Е. Г. Джичоева. –  Ростов-на-Дону, 2011. –  С. 48-68
  4. Круглов, Ю. Н.   Воспоминания о пророке : [о приезде А. И. Солженицына в Ростов в 1994 году] / Ю. Н.  Круглов // ProRostov. – 2008. – № 9. – С. 28-29.
  5. Мазин, Эмиль   «Мы пили вино на Садовой, но большелюбили томатный сок за 11 копеек» :  [интервью университетского другаписателя А. И. Солженицына] / Э. Мазин ; беседа и фото И.  Потеря // Комсомольская правда на-Дону. – 2008. – 5 авг. – С. 7
  6. Оленев,  А.  Старейший педагог Ростова хранит фронтовой автограф Солженицына [о многолетней дружбе ростовчанина Э. А. Мазина с известным писателем]  / А. Оленев // Вечерний Ростов. –   2013. – 25 сент. – С. 2
  7. Подорожнова,  В. Письма из «шарашки»: Солженицын не говорил с ростовским другом о политике, потому что берег его : [об учителе математики ростовской школы N 106 Э. А. Мазине, университетском. товарище А. И. Солженицына] /В. Подорожнова // Российская газета – на Дону. – 2006. – 3-9 февр. – С. 26.
  8. Посиделов, В. Ростов вспоминает Солженицина : [о доме в Ростове-на-Дону, где 10 лет жил писатель (Халтуринский, 48)] / В.  Посиделов // Ростов официальный. — 2008. – 13 авг. – С. 6.
  9. Пустовойтов, С.  Ростов Солженицына :  [о ме­стах в городе Ростове-на-Дону, связанных с име­нем известного писателя] / С. Пустовойтов // Со­беседник. – 2012. – 6-12 июня. – С. 10-11
  10. Решетовская, Н. А. В споре со временем / Н. А. Решетовская. – Москва, 1975
  11. Смирнов, В. Все мысли Солженицына своевременны: [об А. И. Солженицыне, его жизни в городе Ростове-на-Дону]  / В. Смирнов // Вечерний Ростов. –  2012. –  13 апр.  – С. 4
  12. Солженицын, А. И.    Встречу  в «Кавказском крае» я наметил еще в Америке : [из выступления в Ростовском  государственном  университете 20 сент. 1994 г.] // А. И. Солженицын // Кавказский край. – 1997. – 20-26 марта. – С. 4.
  13. Солженицын в РГУ был любимчиком!  // Вечерний Ростов. – 2006. – 30 мая. – С. 4.
  14. Солженицына, Н. Д. Солженицын глазами жены: [интервью о писателе и о его друзьях]  / Н. Д. Солженицына // Кто главный.  –   2013. –  № 88 (июнь).  – С. 44-46
  15. Шпачков, В. Уже в четвертом классе Солженицын начал писать полное собрание своих сочинений / В.  Шпачков  // Комсомольская правда-на Дону. —  1992.  — 31 окт.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D

http://www.rostovnews.net/tag/serafim-ganin/

http://www.proza.ru/2003/09/24-60

https://studopedia.ru/10_145443_solzhenitsin-v-rostove-na-donu-detstvo-otrochestvo-yunost.html

Составить свое собственное мнение о человеке и о писателе — Александре Солженицыне – помогут издания о жизни и творчестве писателя, имеющиеся в фондах библиотек МБУК РГ ЦБС.

Голубков, М.М. Русская литература ХХ в.: После раскола: учебное пособие для вузов/ М.М.Голубков.М.: Аспект Пресс,2002.-267 с.

Хочу обратить внимание на учебное пособие профессора кафедры истории русской литературы ХХ в. филологического факультета МГУ Михаила Голубкова «Русская литература ХХ в.: После раскола».

Книга посвящена поиску новых подходов к литературной истории ХХ века, где показана роль в литературном процессе таких писателей, как А.Платонов, В.Набоков, М.Зощенко, В.Маяковский, О.Мандельштам, Е.Замятин, А.Солженицын, опираясь на исторические концепции Л.Н.Гумилева. Автор завершает книгу  замечательной главной о творчестве Солженицына, одновременно восторженной и взвешенной, откуда необходимо, на мой взгляд, привести еще цитату хотя бы потому, что я полностью согласен с высказываниями М.М. Голубкова. Итогом столетия называет М. Голубков творчество Солженицына, синтезировавшее и реализм, и модернизм, чьим основным предметом исследования стал русский национальный характер во всем его многообразии. Автор видит сущностную основу пафоса солженицынского творчества «в отказе от компромисса с властью и обстоятельствами; в отказе от взаимной непримиримости, обусловленной национальными расколами; в устремленности к преодолению этих расколов через национальное обращение к высшим христианским ценностям; в преодолении гуманистического антропоцентризма, дезориентирующего современного человека в историческом и частном бытии».

Что ж, согласимся и потому что Солженицын действительно великий русский писатель, и потому что он первым из ныне живущих все рассказал о нашем расколе, призывая нас преодолеть его, задуматься о том, что мы есть и какими будем, какими должны быть ПОСЛЕ РАСКОЛА.

Гродзенский, С. Я Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове/ С.Я. Гродзенский.- М.: Проспект, 2016.- 173, [2]с.: ил.

«Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Маяковский и Есенин – перечень появляющихся парами корифеев русской литературы можно продолжать долго. Заметно, что в такой паре один классик выглядит антиподом другого. Во второй половине XX века такой парой воспринимались А. И. Солженицын и В. Т. Шаламов. Случилось так, что автор этих строк был довольно близко знаком и с тем и с другим задолго до того, как они стали известными. Первый – мой школьный учитель, второй – близкий друг моего отца». Так начинается новая книга Сергея Гродзенского «Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове». Автор делится личными впечатлениями о выдающихся писателях, приводит ранее неизвестные факты из их биографий например об их отношении к шахматам.

Представляя следующую книгу, хочется привести цитату Сергея Гродзенского из «Воспоминаний об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове»: «В пору, когда имя Александра Солженицына упоминалось только в ругательном контексте, его обвиняли во всех грехах, в том числе и в антисемитизме. Должен сказать, что моя память цепко фиксирует любые, даже самые мелкие факты такого рода. Так вот, за все годы знакомства с Солженицыным никакого намека на антисемитизм в его словах и поступках не было. Можно упомянуть о нескольких случаях его сдержанного отношения к творчеству известных деятелей культуры, науки, спорта – представителей еврейской национальности (подробнее я рассказываю об этом в заключительной части воспоминаний о Солженицыне), но нет оснований считать, что оно связано с их этническим происхождением».

Дейч, М. М. Клио в багровых тонах: Солженицын и евреи/ М.М.Дейч.- М.: Детектив-Пресс, 2006.- 221, [1] с.: ил., портр.- (Расследование издательства).

Вся книга Марка Дейча, основанная на его статьях в «Московском комсомольце», посвящена критике двухтомного труда Александра Исаевича Солженицына «Двести лет вместе». Автор анализирует книгу А. И. Солженицына «Двести лет вместе», где писатель поднимает вопрос отношений русских и евреев. Солженицын утверждает, что «в еврейском вопросе» отражается история русского государства и русского общества, сорвавшегося в катастрофу 1917 года.

Медведев, Ж. А.  Нобелевские лауреаты России/Ж.А.Медведев, Р.А.Медведев.- М.: Время, 2015.-447 с.- (Собрание сочинений Жореса и Роя Медведевых).

Очередной том Собрания сочинений Жореса и Роя Медведевых составили работы, объединенные принадлежностью их героев к числу нобелевских лауреатов России. «Движение диссидентов никогда не являлось массовым, и все его главные участники, как правило, знали друг друга», «это была часть нашей жизни и нашей судьбы», напишет Рой Медведев. Личные встречи, впечатления, мнения и даже обиды составляют основу этого сборника.

Первая встреча Солженицына и Сахарова происходит в 1968 году, и причина ее, в какой-то степени, внешнеполитическая: вторжение стран Варшавского договора на территорию Чехословакии. Солженицын – осторожен и подозрителен, уже известный писатель и человек, прошедший лагеря. Сахаров – прямолинеен и подвержен влияниям, во многом – наивный бунтарь, трижды Герой Социалистического Труда и засекреченный отец советской водородной бомбы в окружении сотрудников личной охраны КГБ. В 1970 году оба они выступят с протестом против принудительной госпитализации Жореса Медведева в психиатрическую клинику, что станет, по мнению авторов, первой победой диссидентского движения в СССР. Так начиналось то общее, что было в судьбах этих столь разных людей: писателя и ученого, ставших весьма значимыми личностями в политике и идеологии.

Стилистически строго написанный, подкрепленный богатым фактическим материалом с датами и ссылками текст, все же, хранит в себе следы личной неприязни: Солженицын обвинил Роя Медведева в «задержке сахаровского взлета». РойМедведев анализирует деятельность и идеи А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова высказывает мнение, что А. Солженицын не стал в новой России «властителем дум», и ему не удалось выступить как объединителю народа ни в столицах, ни в провинции.

Немзер, А. С. «Красное колесо» Александра Солженицына: опыт прочтения/ А.С. Немзер. –М.: Время, 2010.-364, [1] с.: ил.- (Диалог).

Основным литературным произведением Солженицына, которое сам автор определил как «повествованье в отмеренных сроках» является «Красное колесо». По словам самого Солженицына, он потратил всю жизнь на изучение периода, относящегося к началу ХХ века. «В «Красном колесе» ‑ сгусток этого всего. Я постарался не пропустить ни одного факта. Я нашел закон революции ‑ когда раскручивается это грандиозное колесо, оно захватывает весь народ и своих организаторов».

«Красное колесо» — это любимая книга жизни Александра Исаевича, это, надо сказать, был главный замысел его жизни. Он от него никогда не отступал. В общем, в истории литературы не такой частный случай — всю жизнь пронёс замысел и сумел его осуществить», — утверждает Наталья Солженицына.

В книге известного критика и историка литературы, профессора кафедры словесности Государственного университета — Высшей школы экономики Андрея Немзера подробно анализируется и интерпретируется заветный труд Александра Солженицына — эпопея «Красное Колесо». В предисловии Немзер отмечает, что даже те, кто видит в Солженицыне великого писателя и умеет находить большие смыслы в «Рако­вом корпусе» и «крохотках», не осмелятся назвать «Красное колесо» книгой прочитанной. Им и адресован отчетный «опыт прочтения». 

Решетовская,  Н. А.  Александр Солженицын и читающая Россия/ Н.А.Решетовская. –М.: Советская Россия, 1990.-413, [2]с.:ил.

Обширный фактический материал о характере и особенностях творческой судьбы лауреата Нобелевской премии представляет читателю автор книги «Александр Солженицын и читающая Россия»  Наталья Алексеевна Решетовская – первая жена А. И. Солженицына. В книге освещается студенческая жизнь писателя, его участие в Великой Отечественной войне, долгие годы необоснованного заключения и трудное время жизни в Рязани, когда создавались ныне широко известные произведения «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Воссоздавая минувшее, автор не стремится к анализу книг А. И. Солженицына, пусть этим занимаются специалисты.         

Сараскина, Л. И. Александр Солженицын/ Л.И. Сараскина.-[Изд.2-е].-М.: Молодая гвардия, 2008. — 934, [1] с.,[24] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей : Биография продолжается : серия биографий ; вып.15).

 К 90-летию А.И. Солженицына приурочен выход его первой полной биографии, созданной известной писательницей и историком литературы Л. И. Сараскиной на основе уникальных архивных документов, бесед с самим Солженицыным и членами его семьи.    Издание интересно и тем, что включает фотогалерею, хронологию жизни и творчества писателя и краткий библиографический список.

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество: книга для учащихся/ В.А. Чалмаев.- М.: Просвещение, 1994.-285,[2]с.:ил.

Книгудля учащихся Виктора Чалмаева  «Александр Солженицын: Жизнь и творчество» предваряет хроника жизни и творческой деятельности А. И. Солженицына. Подробно рассказывается о детских и юношеских годах А.И. Солженицына, о его участии в Великой Отечественной войне, о формировании мировоззрения. В книге рассказывается о сложной судьбе писателя, начиная с первых публикаций в 60-е годы («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»), обращается внимание на то, что Солженицын первый вскрыл трагедию сталинских репрессий («Архипелаг Гулаг»), сумел по-новому осмыслить события 1914-1917 годов («Красное колесо»). Литературно-общественная деятельность писателя анализируется в сопоставлении с творчеством Пастернака, Шаламова, Волкова.

Творческое наследие Александра Исаевича Солженицына принадлежит к наиболее значимым ценностям русской литературы. Он является фигурой уникальной для своего времени.

Голубков, М.М. Русская литература ХХ в.: После раскола: учебное пособие для вузов/ М.М.Голубков.М.: Аспект Пресс,2002.-267 с.

Гродзенский, С. Я Воспоминания об Александре Солженицыне и Варламе Шаламове/ С.Я. Гродзенский.- М.: Проспект, 2016.- 173, [2]с.: ил.

Дейч, М. М. Клио в багровых тонах: Солженицын и евреи/ М.М.Дейч.- М.: Детектив-Пресс, 2006.- 221, [1] с.: ил., портр.- (Расследование издательства).

Медведев, Ж. А.  Нобелевские лауреаты России/Ж.А.Медведев, Р.А.Медведев.- М.: Время, 2015.-447 с.- (Собрание сочинений Жореса и Роя Медведевых).

Немзер, А. С. «Красное колесо» Александра Солженицына: опыт прочтения/ А.С. Немзер. –М.: Время, 2010.-364, [1] с.: ил.- (Диалог).

Решетовская,  Н. А.  Александр Солженицын и читающая Россия/ Н.А.Решетовская. –М.: Советская Россия, 1990.-413, [2]с.:ил.

Сараскина, Л. И. Александр Солженицын/ Л.И. Сараскина.-[Изд.2-е].-М.: Молодая гвардия, 2008. — 934, [1] с.,[24] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей : Биография продолжается : серия биографий ; вып.15).

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество: книга для учащихся/ В.А. Чалмаев.- М.: Просвещение, 1994.-285,[2]с.:ил.

Каталог статей Ростовская ЦБС:

[Афиша]. // Профиль (Афиша) (Культура). — 2013. — № 45. — С. 62-63

Абдуллаев Е. В., От Пушкина до Франка. Новые книги по истории русской философии. [рецензия]. // Вопросы литературы (История идей). — 2014. — № 4. — С. 124-138

Аболмазова Е., «Но силой русского народа освобожден Орел…». литераторы, чье творчество представлено в методическом пособии. // Библиополе (Патриотическое воспитание. Война. Победа. Память). — 2016. — № 12. — С. 42-45

Аксенов В. П., Радиодневник писателя. Страницы будущей книги. // Вопросы литературы (Век минувший). — 2017. — № 4. — С. 154-175

Алпатов В. М., [Рецензия]. // Вопросы филологии (Критика и библиография). — 2015. — № 2. — С. 116-126

Анастасьев Н., О пользе цитирования. // Дружба народов (Книжный развал). — 2014. — № 12. — С. 238-242

Аннинский Л., Скорлупчатая тьма. // Дружба народов (Эхо). — 2014. — № 9. — С. 249-255

Артемова Е., Классическая и современная опера в московских постановках. // Музыкальная академия (Музыкальный театр, концерты). — 2017. — № 3. — С. 76-89

 Барабанова М. В., Идея страдания в творчестве Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2012. — № 1. — С. 11-13

Большев А. О., Диссидентские уроки. // Нева (Публицистика). — 2012. — № 9. — С. 159-170

Большев А. О., Наука ненависти. // Нева (Публицистика). — 2012. — № 4. — С. 163-173

 Буянова Л. Ю., Отражение внутреннего мира языковой личности в особенностях художественной номинации. (на примере произведений А. И. Солженицына). // Культурная жизнь Юга России (Филология). — 2015. — № 1. — С. 56-59

Василий, Выдворение А. И. Солженицына и церковные иерархи. из переписки архиепископа Василия. // Звезда (К 50-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича»). — 2012. — № 12. — С. 175-183

Галицких Е. О., «Молитвенное слово русской поэзии». XI класс. // Литература в школе (Поиск. Опыт. Мастерство) (Уроки). — 2009. — N 11. — С. 24-27

Гангур Н. А., Кубанское имение пятигорского купца З. Ф. Щербака. историко-культурный экскурс. // Культурная жизнь Юга России (Теория и история культуры). — 2015. — № 4. — С. 7-13

Ганичев В. Н., Наши нобелевские лауреаты. // Наш современник (Критика). — 2012. — № 1. — С. 267-276

Глазунова О. И., «Нобелевская лекция» Иосифа Бродского: монолог или скрытая полемика?. // Нева (Критика и эссеистика). — 2017. — № 12. — С. 139-147

Гланц Т., Позор. о восприятии ввода войск в Чехословакию в литературных и гуманитарных кругах. // Новое литературное обозрение (Интеллектуалы в закрытом обществе: 1960-е). — 2011. — N 5. — С. 76-90

Глыбы и человечище. // Огонек (Культура: выставка). — 2013. — № 48. — С. 42

Головкина Т., «ГУЛАГ» для детей. // Молодая гвардия (Письма наших читателей). — 2012. — № 4. — С. 271-278

Грин С., «Книга Солженицына сыграла в моей жизни большую роль». разговор с Салли Грин. // Мир фантастики (Книжный ряд) (Контакт). — 2016. — № 153: Май. — С. 30-31

Гусев Г. М., «Трудовичком не отделаетесь! «. несколько картинок из писательской жизни. // Наш современник (Память). — 2011. — N 3. — С. 118-129

Даты месяца. ноябрь. // Фома (Числа). — 2017. — № 11. — С. 4-5

Дедков И., Любить? Ненавидеть? Что еще?… Александр Солженицын: от «Августа четырнадцатого» — к «Марту семнадцатого». // Свободная мысль (Ars longa) (Искусство вечно). — 2011. — N 7/8 (1626). — С. 167-190

Душенко К., Великие о великих: хвала и хула. // Знание-сила (Контрверсии). — 2017. — № 10. — С. 124-127

Елисеев Н. Л., Отечественная. // Звезда (Эссеистика и критика). — 2015. — № 7. — С. 248-260

Еще раз о войне. // Читаем вместе (Почитаем?). — 2015. — № 6. — С. 13

Жолковский А., Бендер в Цюрихе. // Звезда (Уроки изящной словесности). — 2011. — N 10. — С. 214-227

Закон сохранения импульса. // Новый мир (Премия). — 2016. — № 7. — С. 177-191

Золотусский И. П., Правда без милосердия есть ложь…. // Искусство в школе (Вопросы художественной педагогики). — 2017. — № 3. — С. 10-12

 Золотухина Л., Дети читают Солженицына. // Искусство в школе (Из опыта работы). — 2012. — № 1. — С. 20-21

 Зубарева В., И пайку насущную дай нам днесь…. // Новый мир (Литературоведение). — 2017. — № 11. — С. 141-151

Иванов Н., Возраст намерений. // Дитя человеческое. — 2016. — № 2 (111). — С. 20-23

Иванова-Пальмова Т. О., Солженицынский город. // Юный краевед (Год литературы — 2015). — 2015. — № 10. — С. 41-45

 Казахстан — Россия: литературные связи. // Нева (Астана — Санкт-Петербург). — 2015. — № 9. — С. 180-204

Карнаухов И., Герои Солженицына запели. // Эхо планеты (Культура. Премьера). — 2009. — N 25. — С. 44

Клятис А., Как остаться свободным в несвободной стране?. // Вокруг света (Параллели). — 2013. — № 11. — С. 39

Княжицкий А. И., Минуты … дни … годы … Мотив времени в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». // Русский язык и литература для школьников (Готовимся к урокам). — 2015. — № 7. — С. 3-15

Колобов В. В., К вопросу о творческом споре А. В. Жигулина и В. Т. Шаламова о лагерной поэзии. // Вестник Воронежского государственного университета (Журналистика). — 2017. — № 1. — С. 112-116

Конференция, посвященная юбилею А. И. Солженицына. // Справочник руководителя учреждения культуры (Новости культуры). — 2009. — N 1. — С. 80

Корбут А. Ю., Экспериментальные методики при изучении литературного произведения в школе. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2017. — № 10. — С. 23-27

 Крижановский Н., Русские уроки Вадима Кожинова. // Наш современник (Мир Кожинова). — 2012. — № 7. — С. 270-277

Кузнецов П., Три революции: 1789, 1917, 1991. // Звезда (Эссеистика и критика). — 2010. — N 12. — С. 181-194

Кулакова Е. Ю., «Как пламень, русский ум опасен… «. литературная гостиная. // Читаем, учимся, играем. — 2011. — N 3. — С. 63-72

Кулакова Е. Ю., Не стоит село без праведника. // Читаем, учимся, играем. — 2017. — Вып. 9. — С. 43-46

Левицкий С. А., Этика Солженицына. // Юность (Наследие). — 2011. — N 1. — С. 101-107

Левушкина О. Н., Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2010. — № 8. — С. 13-17

Легойда В., Морализаторское. // Фома (Колонка главного редактора). — 2013. — № 9. — С. 10-11

Лекманов О. А., Русский лес в «Матренином дворе». // Литература — Первое сентября (Я иду на урок). — 2013. — № 6. — С. 29-30

Локтионова М., «Не стоит село без праведника». размышления о рассказе А. Солженицына «Матренин двор». // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2010. — № 8. — С. 17-20

Лукин Е. В., Три богатыря — три брата, три врага. // Нева (Публицистика). — 2017. — № 6. — С. 188-198

Люсый А., Попытка вынырнуть. сбортовывания на Волге, не впадающей в Каспийское море. // Дружба народов (Критика). — 2013. — № 7. — С. 226-241

Мавлевич Н., Читать Солженицына в школе никогда не рано. // Семья и школа (Повод к размышлению). — 2011. — N 2. — С. 2-5

Макарова А., Без героя. // Музыкальная жизнь (Театральные страницы). — 2017. — № 3. — С. 18-19

Максименков Л., Иван Денисович в Кремле. // Огонек (Общество: история). — 2012. — № 45. — С. 36-37

Махлин В. Л., Дело чтения. Памяти филолога. // Вопросы литературы (In memorian) (С. Г. Бочаров). — 2017. — № 6. — С. 9-33

Медведев Ж., Опасная профессия. // Родина (Мемуары) (Отечественные записки). — 2013. — № 2. — С. 71-73

Медведев Ж., Опасная профессия. // Родина (Отечественные записки). — 2013. — № 4. — С. 27-30

Мелихов А., Дрейфующие кумиры. // Дружба народов (Критика). — 2011. — N 2. — С. 194-212

Мирошниченко С. В., Сергей Мирошниченко: «Солженицын отлично разбирался в кино». // Отечество (Интервью). — 2011. — N 8. — С. 3-5

Митрохин Н., Воспоминания работников аппарата ЦК КПСС об Александре Солженицыне: фрагменты интервью. // Новое литературное обозрение (Микроуровень идеологического конфликта). — 2012. — № 3. — С. 106-123

Михайлик Е., Потомки и соучастники. // Новый мир (Рецензии. Обзоры). — 2011. — N 10. — С. 196-198

 Михеев А., Информация к размышлению. non-fiction с Алексеем Михеевым. // Иностранная литература (БиблиофИЛ). — 2017. — № 9. — С. 282-284

Москвин В., Хранилище человеческих судеб. // Эхо планеты (Блокнот. Соотечественники). — 2010. — N 7/8. — . — 2010. — N 7/8. — . — 2010. — N 17. — С. 30-32. — 2010. — N 17. — С. 30-32

Нива Ж., Феномен Солженицына. // Звезда (Эссеистика и критика). — 2013. — № 9. — С. 200-220

Никитина Л. К., Прошлое, настоящее и будущее в рассказе А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход». Опыт интегрированных уроков литературы и истории. IX класс. // Литература в школе (Поиск. Опыт. Мастерство). — 2011. — N 8. — С. 31-34

Никифорович Г. В., Был такой народ. // Знамя (Публицистика). — 2013. — № 4. — С. 148-165

Огрызко В. В., Вячеслав Огрызко: «Журналистика и литература — эти понятия стали моей судьбой». // Наша молодежь. — 2013. — № 3. — С. 39-41

Оклянский Ю., Уроки с репетитором, или Министр собственной безопасности. авантюрная биография кабинетного человека. // Дружба народов (События. Суждения. Судьбы). — 2014. — № 6. — С. 117-160

Осипов В., Кто автор «Тихого Дона»?. // Наша молодежь (Особое мнение). — 2013. — № 1. — С. 32-33

Периодика. // Новый мир (Библиографические листки). — 2009. — N 3. — С. 215-237

Периодика. // Новый мир (Библиографические листки). — 2009. — N 4. — С. 213-236

Периодика. // Новый мир (Библиографические листки). — 2009. — N 7. — С. 216-238

Петрова Л. А., Метод работы над литературным текстом. // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Метод сценической речи). — 2011. — N 1. — С. 73-85

Петрова Л. А., Метод работы над литературным текстом. // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Метод сценической речи). — 2011. — N 1. — С. 85-88

Петрова Л. А., Метод работы над литературным текстом. // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Метод сценической речи). — 2011. — N 1. — С. 88-93

Петрова Л. А., Метод работы над литературным текстом. // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Метод сценической речи). — 2011. — N 1. — С. 93-102

Пигорева О., «Мое сердце согрето на многие годы…». знакомство с отрывками из писем священномученика Иоанна Стеблин-Каменского. // Духовно-нравственное воспитание (Русская Голгофа). — 2015. — № 3. — С. 35-37

Погорелая Е., [Рецензия]. // Вопросы литературы (Книжный разворот). — 2011. — N 5. — С. 480-483

Подготовлен сокращенный «Архипелаг ГУЛАГ». // Читаем вместе (Издание). — 2010. — N 1. — С. 3

 Попов М., [Рецензия]. // Москва (Московский обозреватель). — 2017. — № 3. — С. 205-206

Пронина Е., Книга А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» для школы. // Литература в школе (Поиск. Опыт. Мастерство) (О новых книгах). — 2011. — N 1. — С. 47

Прохорова Т. Г., Диалог с Л. Н. Толстым в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус». // Литература в школе (Наши духовные ценности) (Наука — школе). — 2016. — № 9. — С. 27-29

Романов Д. А., Стилистические традиции Л. Н. Толстого в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: языковая обрисовка героя. // Русский язык в школе (Анализ художественного текста). — 2010. — N 10. — С. 52-55

Россинская С., Александр Солженицын. «По всем кузням исходил, а не кован воротился». // Ваша библиотека (Великие мира сего). — 2014. — № 7/8. — С. 20-35

Россинская С., Кому и за что дают Нобелевские премии по литературе. // Ваша библиотека (Великие мира сего). — 2014. — № 5/6. — С. 37-39

Серафимов М., Вольный Солженицын. // Огонек (Культура: выставка). — 2011. — N 43. — С. 43

Сигал К. Я., Идиостиливая мотивация синтаксического архаизма. // Вопросы филологии (Социолингвистика. Психолингвистика). — 2011. — № 1 (37). — С. 32-39

Скитневский В. О., Зов бытия. об экзистенциальном измерении читателя. // Библиотечное дело (Гуманизм). — 2011. — N 17. — С. 35-38

Смирнов И., Школа свободы Варлама Шаламова. // Октябрь (Публицистика и очерки). — 2014. — № 5. — С. 154-157

Соколов М., Двадцать лет обустройства. // Эксперт (На улице правды). — 2010. — N 38. — С. 104

Солдаткина Я. В., «Малый эпос» в русской литературе 50-х годов XX века. категория «национального характера». // Филологические науки (Статьи). — 2009. — N 2. — С. 13-19

Солженицын А., Переписка Александра Солженицына с Корнеем Чуковским (1963 — 1969). // Новый мир (Из наследия). — 2011. — N 10. — С. 134-153

Солженицын С., «Потребителю не хватает прозрачности». // Огонек (Россия и мир: ЖКХ: экспертиза). — 2013. — № 26. — С. 15

Солженицын успел наградить солдата. // Эхо планеты (Культура. Новости). — 2009. — N 10. — С. 48

Солженицына Н. Д., Наталия Солженицына: весь текст пронизан болью. вдова писателя рассказала «Родине» о том, как создавалась знаменитая статья «Размышления над Февральской революцией». // Родина (Векторы февраля) (Боль). — 2017. — № 2. — С. 5-14

Сопова А. С., Проявление авторской индивидуальности в процессе формирования полипредикативных сложных предложений. на примере прозы А. И. Солженицына. // Культурная жизнь Юга России (Лингвистика). — 2010. — N 4. — С. 69-71

Спиваковский П., Четыре книги. новые исследования творчества А. Солженицына. // Вопросы литературы (Обзоры и рецензии). — 2013. — № 5. — С. 460-472

Супруненко П. П., Все в воле Божьей. // Природа и человек. XXI век (Память). — 2015. — № 10. — С. 34-35

Супруненко Ю., Маршрутами Солженицына. // Путешествие по России (Ростовская область) (Дорогами мастеров). — 2011. — N 5/6. — С. 2-6

Супруненко Ю., Маршрутами Солженицына. // Путешествие по России (Дорогами мастеров) (Солженицын). — 2011. — N 9/10. — С. 38-41

Тихомирова И. И., О модели чтения, ведущей к жизни. // Школьная библиотека (Культура чтения). — 2017. — № 4. — С. 15-22

Тян В. В., Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели». // Власть (Отечественный опыт). — 2011. — N 9. — С. 139-142

У французов свой «Феномен Солженицына». // Эхо планеты (Культура. Новости). — 2009. — N 16. — С. 44

Формозов Н., Метаморфоз одной метафоры. // Новый мир (Мир науки). — 2011. — N 10. — С. 154-157

Фрумкина Р., Лучшие слова в лучшем порядке. // Семья и школа (Чтение). — 2010. — N 7. — С. 28

Фурсенко А. М., Человек и время в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». материалы к уроку. XI класс. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2012. — № 1. — С. 14-15

Чайковская И., Александр Солженицын с близкого и дальнего расстояния. // Нева (Правда художественная и историческая) (Петербургский книговик). — 2016. — № 1. — С. 212-218

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2012. — № 1. — С. 5-11

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2011. — N 5. — С. 9-14

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2011. — N 6. — С. 16-20

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2011. — N 7. — С. 7-11

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2011. — N 8. — С. 15-19

Чалмаев В. А., Александр Солженицын в жизни и творчестве. // Литература в школе (Наши духовные ценности). — 2011. — N 10. — С. 10-14

Черкезова М. В., А. И. Солженицын в школьном изучении. // Литература в школе (Поиск. Опыт. Мастерство) (Уроки). — 2014. — № 9. — С. 32-36

Шабельникова В., Победившие рак. // Будь здоров!. — 2014. — № 4. — С. 81-83

Шенкман В. И., Матренина любовь. // Литература — Первое сентября (Я иду на урок). — 2013. — № 3. — С. 33-35

Шитов А., Страсти по нобелевским лауреатам. // Эхо планеты (Эпоха в лицах. Рассекреченные документы). — 2011. — N 8. — С. 33-35

Шубинский В., Парадоксы книжника. // Новый мир (Рецензии. Обзоры). — 2011. — N 10. — С. 193-196