ЧИТАЯ ГОГОЛЯ СЕГОДНЯ…

КВЕСТ «ЧИТАЯ ГОГОЛЯ СЕГОДНЯ»

Книжный мир Николая Гоголя

Жизнь Гоголя совпала с тридцатилетием царствования Николая I – это определило его тему, художественный метод, новаторство. У Гоголя не было семьи, а стало быть, не было и дома. Он прожил, переезжая из Петербурга в Васильевку, из Васильевки в Одессу, из Одессы в Рим. Но было место, куда его всегда тянуло, и куда он всегда возвращался. Этим местом была Москва, в которой Гоголь умер.

Гоголь — фигура загадочная во всех отношениях, и в творчестве, и в сюжете биографии.

Взять хотя бы самую первую гоголевскую книгу «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах», о судьбе тиража которой спорят историки.

«Ганц Кюхельгартен» был напечатан в Санкт-Петербурге в 1829 году на средства автора, вообще Гоголь трепетно относился к изданию своих книг, принимал непосредственное участие в подготовке к печати, тем горше оказались разгромные рецензии в прессе. Книга действительно продавалась очень плохо и уязвлённый Николай Гоголь вместе со своим слугой Якимом отправился по магазинам, собрал остатки тиража и сжёг всё в номере гостиницы. Возможно, эта история — правда, возможно,- мистификация. В фондах ГПИБ (Государственная публичная историческая библиотека) хранятся два экземпляра этой библиографической редкости.

 «Ганц Кюхельгартен» был издан под псевдонимом Н. В. Гоголя — В. Алов, как и первое издание книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», — Гоголь до поры до времени скрывал своё имя.

Новая книга произвела на читающую Россию совсем другое впечатление, это был триумф писателя, сам Александр Пушкин назвал её величайшей русской книгой. Первыми оценили талант Гоголя сотрудники типографии. Когда автор заглянул в цех, то услышал гомерический хохот наборщиков, — это была живая реакция читателей на описываемые в книге события. Пушкин позже напишет в рецензии: «Вот настоящая весёлость искренняя, непринуждённая, а местами — какая поэзия, какая чувствительность!» На выставке представлено малоформатное издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — Гоголю нравились книги, которые можно носить в кармане.

«Мёртвые души» стали очень важной книгой для Гоголя, он даже просил собирать для него рецензии литературных критиков.

Николай Гоголь любил читать, но на момент его смерти в личной библиотеке писателя оказалось всего около 80 книг, которые вскоре разошлись по родственникам. Гоголь дарил прочитанные книги друзьям, у него не было экслибриса и коллекционером он не являлся. 

Писатель не любил ставить автографы на книгах, украшать их излишними иллюстрациями, а из-за переводов его произведений и публикаций портретов мог разгореться целый скандал. Так, из-за опубликованного в журнале «Москвитянин», издававшемся давним приятелем писателя Михаилом Погодиным, портрета Гоголя, отношения между друзьями, мягко говоря, были испорчены.

Что же читал человек, который и сам великолепно писал? Николай Гоголь не имел практически свободного времени, поэтому читал в антрактах «Хозяйственную ботанику» Николая Щеглова, «Ручную математическую енциклопедию» Перевозчикова, а также повесть Вальтера Скотта «Таинственный Карло». Узнать это удалось благодаря тщательному изучению пяти томов писем Николая Гоголя, в которых он так или иначе упоминал свои читательские увлечения. Рядом с одним из любимых Гоголем изданий — цитата писателя: «Иногда мне бывает так нужна какая-нибудь книга, которую именно требует душа…» (Из письма Н. В. Гоголя Степану Шевыреву).

«Миргород» 

В первую часть «Миргорода» входят «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во вторую – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

В 1832 г. вышел «Миргород» — повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь помещен целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. 

Идея сборника «Миргород» Если читать произведения в том хронологическом порядке, в котором их предлагает автор, открывается совершенно новый смысл изложенного материала. Писатель словно показал, как человек может деградировать, скатываясь от идиллии к полному хаосу.
Гоголевский юмор становится резче и острее, словно «смех сквозь слёзы». Жизненные противоречия и контрасты совсем не случайны — они носят социальный оттенок.

Первая повесть «Старосветские помещики»

Рассказчик безо всякой иронии сравнивает своих главных героев, стариков Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, с героями античного мифа — Филемоном и Бавкидой, прославившихся тем, что в дар за оказанные услуги богам, попросили себе смерти в один день.Боги не только наградили Филемона и Бавкиду долгой жизнью и смертью в один день, но и после совместного ухода из жизни человеческой, дали им жизнь деревьев, имеющих один общий корень.

Такие образные сравнения Гоголь подобрал, чтобы максимально выразить ту привязанность старых людей друг к другу, ту идиллию отношений, которая может сохраниться через десятилетия. Любовный мирок пожилых супругов — это гавань идиллии отношений, вызывающая слёзы умиления.

Многими, включая критиков, история о двух стариках была не понята. Читатели решили, что писатель обличает помещичий быт, показывая, как пусто и безвкусно живут землевладельцы.

На самом деле автор раскрыл целых две темы. Во-первых, показано противостояние между Старым Светом и низшими малороссам, тем, кто остался жить в провинции, соблюдая многолетние устои, и, теми, кто уехал в Петербург развивать новое капиталистическое общество. Пришло время новых реформ, деревни разваливались. Ведь после смерти Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, их дальний родственник, сдавая имение в опеку, наблюдает полнейший развал.


Во-вторых, раскрыта тема любви, в которой нет места пороку. Той любви, о которой говорят: «До гробовой доски». Недаром рассказчик вводит эпизод с молодым человеком, пылающим страстью. Этот персонаж, то стреляется — его лечат, то бросается под карету — его лечат, а, в конце концов, он находит утешение в новой влюблённости. Старое же поколение, которое ни о каких страстях давно не думает, составляет единое неразрывное целое.

Вторая повесть «Тарас Бульба»

Гоголь старался показать жизнь казаков, какой она была на самом деле. Патриархальный уклад жизни, походы, войны, верность Отчизне, защита своей православной веры. Не первый раз писатель поднимает вопрос о том, насколько человек готов далеко зайти ради своей любви. Но если, например, в повестях «Майская ночь, или Утопленница» или «Ночь перед Рождеством» речь шла о сделке с нечистью, то в «Тарасе Бульба» речь идёт о сделке с собственной совестью.

Здесь Николай Васильевич ставит вопрос ребром: «Что хорошо? Что плохо?» К героям заявлены повышенные требования. Им приходится делать выбор между добром и злом, патриотизмом и предательством. Всем героям — Тарасу, Остапу, Андрию — приходится выбирать свою дальнейшую долю.

Автор противопоставляет две цели: великую героическую, в лице Тараса, в лице Остапа, и личную корыстную, в лице Андрия. Нужно сказать, что рассказчик обошёлся очень жёстко со всеми своими персонажами. В конце произведения все главные гоголевские герои погибли.

Эти смерти тоже имеют своё противопоставление. Одно дело смерть ради Отечества, ради счастья своего народа, и совсем другое — бесславная смерть предателя.

Вопрос предательства литератор рассмотрел под разным углом. В сцене гибели Андрия вниманию представлены и его мысли, и мысли его отца. Не все знают, что в первой редакции, Гоголь, представил Андрия подлым трусом, прятавшимся за спины товарищей, молившем отца о пощаде.

Во втором издании своё отношение к Андрию писатель изменил, его позиция стала неоднозначной. Казак хоть и остался предателем, но представлен храбрым воином, с повышенным порогом глубокой чувствительности, что его и погубило. Он сделал свой выбор и перед лицом смерти не просит отца о пощаде, не раскаивается, и умирает с именем возлюбленной полячки на устах.

Третья повесть «Вий»

Борьба со злом увеличивает обороты. Темные силы сгущают краски, и вступают в открытую борьбу с верой человека. А главный герой, Хома Брут, не выдерживает натиска нечисти. Он борется со злом, но ему попросту не хватает веры. И хотя героические искорки проскакивают в его поведении, персонаж этот изрядно измельчал.

Всё больше ощущается обречённость и безнадёжность. Автор всё глубже и шире смотрит на проблему борьбы дьявола с человеком. Это борьба двух начал — религиозного и мистического. Сам герой объединяет в себе эти два начала. Хома — это, по сути, Фома — один из учеников Христа, а Брут — это убийца Цезаря.

Герой борется с панночкой двумя методами, и с помощью молитв, и с помощью язычества, сам при этом оставаясь человеком не верующим, философом. Поэтому сил для борьбы с нечистью Хоме не хватило — и мистицизма, и веры было мало. Герой не устоял под напором обрушившихся на него бесов. Он погиб, как жертва безверия.


Четвёртая повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Торжество зла над добром, глупости над умом — вот итог, к которому рассказчик подводит читателя. Гоголь показал задний двор человеческой натуры, где из пошлого неопрятного круговорота помещичьих страстей нет выхода.

Рассказ о помещиках полон сатиры, гротеска, иронии. Гоголь восхищается своими героями так, что читателю открывается весь сарказм низости, подлости и сутяжничества.
Гоголевские герои от скуки и безделья, чтоб хоть как-то разнообразить свою жизнь, ведут мелкую войну, которая становится смыслом их жизни. Они уже не могут выйти за рамки жизненного уклада, который сами же и создали. В этом и трагизм истории.

КВЕСТ «ЧИТАЯ ГОГОЛЯ СЕГОДНЯ»

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ и узнай эпитафию на надгробном памятнике Н.В. Гоголю в Москве.