Читающий ребенок начинается с пеленок

Литературный гид

Не секрет, что именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге. Книжки-игрушки, книжки-погремушки, пищалки, добрые сказки и поучительные рассказы, книжки с музыкальным сопровождением и красивым оформлением — любая детская книга не просто развлекает, она развивает. Книги дарят читателю яркое воображение, богатый словарный запас, интеллектуальное и творческое мышление. И чем раньше ребенок знакомится с книгой, тем интереснее и красочнее проходит его детство. Хорошая книга в руках родителей и детей — добрый знак того, что в семье будут царить добрая атмосфера.

ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ!

Как мамы хотят услышать эти слова из уст своего ребенка! Но порой слышат обратное.

Мамы жалуются на дошкольников: «Мой ребенок не любит сказки…», «…Я читаю, а он закрывает мне рот…» Или на школьников: «Совершенно не любит читать!» И, как бы это не было неприятно, тут вопрос только к нам, к родителям: что мы сделали не так, как возникла такая ситуация, и, главное, можно ли ее как- то исправить?

МОТИВИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ

Помните, как в сказке «В Стране невыученных уроков» Витька Перестукин думал, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать»?

А вот вам, дорогие родители, в предложении «Мотивировать нельзя заставить» даже не надо думать, где ставить запятую, потому что заставлять ребенка читать или слушать книги нельзя. Важно научить ребенка любить книги: художественную речь, разворачивающийся во времени сюжет, ведущий неизвестно куда. А поможет вам в этом данная подборка литературы. Пусть профессиональные советы авторов помогут вам и вашим детям полюбить чтение. Давайте мотивироваться хорошей литературой!

Буг, Джейсон. Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой/ Джейсон Буг.- Москва: Альпина нон-фикшн, 2015.- 302 с.

В каком возрасте можно начинать читать ребенку книги? Джейсон Буг утверждает, что чуть ли не с рождения! Особенно если делать это так, как советует ученые: оказывается, интерактивное, основанное на взаимодействии с малышом чтение вслух способно повысить IQ ребенка на шесть и более баллов. Приступив к чтению, когда его дочери Олив была всего неделя, Буг постепенно, шаг за шагом, помогал ей усваивать новые слова и цифры, а заодно учил считать, знакомил с музыкой и т.д. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств. Так журналист и любящий отец написал увлекательную книгу, в которой обобщены знания и опыт сотен профессионалов, объединенных одним стремлением — увлечь вашего ребенка чтением. Ее дополняет список литературы, который поможет родителям сориентироваться в необъятном мире книг для детей разных возрастов.

Кашкаров, А.П. Как приохотить ребенка к чтению : нестандартные методики/ А.П. Кашкаров.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2013.- 76 с.

На страницах книги рассматриваются приемы и методы приобщения к семейному чтению и мотивации личностного интереса. Даются опытные методические рекомендации со стороны родителя и педагога дополнительного образования. Вы узнаете о том, когда следует начинать читать малышу, как учить его читать перед сном, на что обращать внимание при чтении. Книга рассказывает о том, как сделать чтение привлекательным для ребенка младшего и среднего школьного возраста, как правильно вести беседы о прочитанном, дан рекомендательный список для подростка во время «летнего чтения».

Автор — психолог детского чтения, закончивший ГУКИ (Санкт-Петербург, кафедра Детской литературы, школа Ирины Ивановны Тихомировой) и магистратуру РГПУ им. Герцена по программе «Социально-педагогические аспекты развития культуры чтения», член Российского психологического общества, советник Российской Академии Естествознания, действительный член АРСИИ (Академии русской словесности и изящных искусств) им. Г. Р. Державина, участник многочисленных дискуссий и публикаций по проблематике чтения в семье, докладчик международной конференции (г. Монс, Бельгия 31.07-03.08.2011). Автор учебной программы «Организация чтения в семье и школе». Работы по мотивации личностного интереса ребенка заслужили высокую оценку экспертов в научном сообществе.

Финченко, Анастасия. Сказочное воспитание: ответы на детские вопросы, которые ставят в тупик: сказки вместо нотаций/ Анастасия Финченко, Олеся Севостьянова.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2021.- 125 с.

Воспитание детей — это тяжелый труд или творческий вдохновляющий процесс, полный неожиданных открытий и радости? Ответ на этот вопрос зависит только от нас самих. Мы предлагаем мамам и папам познакомиться с новым подходом к развитию и общению с ребенком, который мы назвали «Сказочное воспитание». Дети — маленькие почемучки и исследователи. Каждый день они экспериментируют и задают миллион вопросов, на которые иногда сложно ответить даже взрослым. А иногда, наоборот, кажется, что их сложно заинтересовать чем-то важным. Еще они проверяют наше терпение на прочность. Иногда нам, родителям, может помочь только волшебство, магия сказочного сюжета, изменяющая реальность. Главное — знать, какие истории и в каких случаях использовать. А еще ваш малыш сам может сочинить сказку, выразив в ней свои эмоции и чувства.

Чтобы сделать чтение сказок любимым занятием детей, используйте метафору «В гости к сказке». Вы не просто читаете. Книга приглашает вас в гости в сказочный мир. Вы знакомитесь с ее жителями, их проблемами, вместе рассуждаете о возможностях их решения, вместе совершаете подвиги и радуетесь победам над злом.

Ваш сын или дочка будут ждать эти чудесные мгновения совместных чтений и разговоров по душам. А потом принесут эти теплые воспоминания детства в сердце через всю жизнь.

Кутовая, М.С. От буквы к книге — прыг-скок!: пособие по обучению чтению детей от 3 лет/ М.С. Кутовая.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.- 152 с.

На вопрос: «Раннее обучение чтению — хорошо это или плохо?» — хочется ответить однозначно: хорошо! Если все делается вовремя, то жизнь ребенка не усложняется, а облегчается — за счет коротких занятий ( до школы «делу — час, потехе- время») и вашего спокойствия во время их проведения (время терпит). Ребенок- дошкольник освоит навыки чтения в спокойном темпе, когда еще ни ему, ни родителям не нужно беспокоиться по поводу плохих оценок в четверти.

А каков же результат? Книги не будут вызывать у него отторжения. Кроме того, умение читать и фонетическая грамотность позволят ребенку с первых дней понимать учителя и не терять впустую драгоценные годы начального обучения. Да и намного легче решать те же задачи по математике, когда все усилия сосредоточены на их решении, а не на прочтении условий! На взгляд автора, не стоит устраивать первокласснику бег с препятствиями.

Рукавишников, И.С. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие/ И.С. Рукавишников.- Москва: Академкнига, 2009.- 88 с.

Цель учебного пособия — учить ребёнка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; помочь ему освоить механизм слияния звуков в слог; учить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; формировать умение ориентироваться в книге и на странице, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы.

Обучение началам чтения в книге «Друзья Кронтика учатся читать» имеет свои особенности, вызванные необходимостью ориентироваться на физиологические особенности слухового и зрительного восприятия ребенка, на логику развития его речедвигательного аппарата и напрямую связанное с этим развитие мелкой моторики рук.

Хорькова, Л.Ю. Волшебный мир книги/ Л.Ю. Хорькова .- Москва: «Интеллект- Центр», 2015.- 88 с.

Великие книги — это наше прошлое, настоящее и будущее. Литература, стоящая над временем, — путеводитель , помогающий личности искать себя в нашем непростом мире. И чем глубже мы их понимаем, тем более укрепляются в памяти человечества Аристотель, Платон, Сенека…

Книга «Волшебный мир книги» посвящена волшебному миру художественного слова. Мальчики и девочки отправятся в путешествие и попадут в особый мир художественного произведения со своим временем, пространством, населением — литературными героями. Они узнают, с помощью каких средств авторам удаётся создать обыкновенное чудо — литературное произведение. Это поможет научиться вдумчиво читать и понимать текст художественного произведения, что необходимо для воспитания гармоничного человека. Книга адресована детям от пяти до десяти лет.

Адлер, Мортимер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений/ Мортимер Адлер.- Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020.- 344 с.

Вы никогда не задумывались, много ли на самом деле понимаете в тексте? Не доводилось ли вам, открыв прочитанную когда-то книгу, с удивлением отмечать, что вы забыли, о чем в ней шла речь, либо в прошлый раз упустили важные нюансы, а то и вовсе иначе понимали написанное?А для чего вы вообще читаете? С целью добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? Отточить свою читательскую проницательность?

С момента появления литературы автор и читатель ведут увлекательную игру. Автор посредством текста делится с вами своими мыслями и чувствами. А вы трансформируете вязь букв и знаков препинания в собственные мысли и эмоции. Но совершенно не факт, что они совпадут с авторскими! Изо всей полноты смыслов, заложенных автором в книге, читатель выхватит ровно столько, сколько способен понять. Оттого и разница в восприятии: одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие — пустой, третьи — заумной.

Чтобы действительно понимать все оттенки смысла, заложенные в словах и фразах, и полностью настроиться на авторскую волну, нужен изрядный читательский багаж, а кроме того, умение читать активно. И именно этого умения многим не хватает. Увы, на гуманитарные науки времени в учебных заведениях отводится все меньше, люди читают все реже, и проблема встает во весь рост: накопленное культурное наследие скоро некому будет оценить. А кроме того, появляются серьезные преграды для самообразования.

Вывод: нужно заново учиться читать. И именно для этого написал эту книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги. Вся она посвящена науке активного, вдумчивого, многоэтапного чтения. Освоив его, вы сможете видеть в художественных книгах сокрытое между строк, слышать музыку слов, ощущать вкус, цвет и запах звуков. А литература нон-фикшн будет приносить больше пользы вам и вашим детям.

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПОЛЕЗНОГО И ВДУМЧИВОГО ЧТЕНИЯ!

ЖДЕМ ВАС В БИБЛИОТЕКАХ ГОРОДА!