Да здравствует чтение! 12+

Литературный гид «Да здравствует чтение! Что может быть лучше, чем с книгой общение!» 12+

Литературный гид 12+

Юбилейные даты бывают не только у людей, событий, городов. Юбилеи могут отмечать и книги. У каждой из них свой характер, своя судьба, свой путь к читателю. Они становятся неизменными спутниками новых и новых поколений . В отечественной и мировой литературе есть много произведений, признанных шедеврами. Это книги, которые знают все, ну или почти все, это книги, которые пользуются любовью читателей всего мира. Это довольно большой и внушительный список. И некоторые из них мы вспомним, а может, и познакомимся поближе.

Сколько лет книге, которую вы держите в руках? Хотите об этом узнать?

425 лет со времени публикации трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1595).

415 лет со времени выхода в свет 2-й части романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса (1605).

230 лет со времени публикации романа «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1790).

220 лет со времени первого издания памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1800).

200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (1820).

195 лет со времени написания трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1825)

190 лет со времени написания и издания цикла «Повести Белкина» А.С. Пушкина (1830).

190 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (1830).

190 лет со времени издания повести «Гобсек» О.де Бальзака (1830).

185 лет со времени написания драмы «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1835).

180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1840).

180 лет со времени выхода в свет сборника стихотворений «Кобзарь» Т.Г. Шевченко (1840).

175 лет со времени написания романа «Бедные люди» Ф.М. Достоевского (1845).

170 лет со времени издания романа «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» Ч. Диккенса (1850).

165 лет со времени публикации цикла «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого (1855).

155 лет со времени выхода в свет романа «Всадник без головы» Т.М. Рида (1865).

155 лет со времени публикации повести «Серебряные коньки» М.Э.М. Додж (1865).

150 лет со времени выхода в свет трагедии «Царь Борис» А.К. Толстого (1870).

150 лет со времени издания сатирического романа «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1870).

150 лет со времени издания романа «20 000 лье под водой» Ж. Верна (1870)

125 лет со времени издания рассказов «Старуха Изергиль», «Челкаш» и поэмы в прозе «Песня о Соколе» (1895).

115 лет со времени публикации повести «Смелая жизнь» Л.А. Чарской (1905).

95 лет со времени публикации романа «Голова профессора Доуэля» А.Р. Беляева (1925).

75 лет со времени выхода из печати поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского (1945).


ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» — 175 лет

Достоевский, Ф.М. Бедные люди/ Ф.М.Достоевский. -Москва: Детская литература,1988.- 160с.

А что такое бедные люди – словосочетание, вынесенное в заглавие романа? Поначалу кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность материальная и физическая. Но вот Девушкин говорит о семействе Горшкова: «Бедны-то они, бедны – Господи, Бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, тишиной, смирением. Но это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, – это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, – дескать, не про него ли там говорят?.. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…». Перед нами целая гамма чувств и переживаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. И мы понимаем, почему Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

«Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто. Даже детей не слышно. И не бывает этого, чтобы когда-нибудь порезвились, поиграли дети, а уж это худой знак. Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; на ту пору в доме стало что-то не по-обычному тихо; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня всё сердце надорвалось, и потом всю ночь мысль об этих бедняках меня не покидала, так что и заснуть не удалось хорошенько.»

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ» — 95 лет

Беляев,А.Р. Голова профессора Доуэля/ А.Р. Беляев.- Москва: Издательство «Э», 2017.-544с.

Научно-фантастический роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева, одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

«Странно, при жизни мне казалось, что я жил одной работой мысли. Я, право, как-то не замечал своего тела, весь погружённый в научные занятия. И, только потеряв тело, я почувствовал, чего я лишился. Теперь, как никогда за всю мою жизнь, я думаю о запахах цветов, душистого сена где-нибудь на опушке леса, о дальних прогулках пешком, шуме морского прибоя… Мною не утеряны обоняние, осязание и прочие чувства, но я отрезан от всего многообразия мира ощущений… Утратив тело, я утратил мир – весь необъятный, прекрасный мир вещей, которых я не замечал, вещей, которые можно взять, потрогать, и в то же время почувствовать своё тело, себя. О, я бы охотно отдал моё химерическое существование за одну радость почувствовать в своей руке тяжесть простого булыжника!


ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ «СМЕЛАЯ ЖИЗНЬ» — 115 лет

Чарская, Л.А. Смелая жизнь : историческая повесть/ Л.А.Чарская.- Москва: Детская литература, 1991.-240с.

Какова же ценность открытой читателем книги? Ответим словами писателя Бориса Васильева: «Если Григорий Петрович Данилевский впервые представил мне историю не как перечень дат, а как цепь деяний давно почивших людей, то другой русский писатель сумел превратить этих мертвецов в живых, понятных и близких мне моих соотечественников. Имя этого писателя некогда знали дети всей читающей России, а ныне оно прочно забыто, и если когда и поминается, то непременно с оттенком насмешливого пренебрежения. Я говорю о Лидии Алексеевне Чарской, чьи исторические повести – при всей их наивности! – не только излагали популярно русскую историю, но и учили восторгаться ею. А восторг перед историей родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней….»

«Русские, итальянцы или испанцы … — тут нация не имеет, по-моему, никакого значения! У каждого истинного сына своей родины должна закипать кровь при слове «война». И не только у мужчин: эта любовь к родине должна быть и у детей, и у женщин!»

ЖЮЛЬ ВЕРН «ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ» -150 лет

Верн, Ж. Двадцать тысяч лье под водой: роман/ Ж.Верн.- Санкт-Петербург: Азбука, 2016.-480с.

В романе «Двадцать тысяч лье под водой» , вероятно самом известном произведении французского писателя, классика фантастико-приключенческой литературы Жюля Верна, рассказывается о судьбе профессора биологии Пьера Аронакса, его слуги Конселя и китобоя Неда Ленда, которые, отправившись на поиски странного животного, замеченного мореплавателями в разных частях света, становятся пассажирами удивительного подводного корабля «Наутилус» и пленниками его таинственного владельца. По воле капитана Немо герои книги вынуждены совершить длительное кругосветное путешествие через океанские глубины, полное смертельных опасностей и невероятных открытий.

«Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!»

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС «ДЭВИД КОППЕРФИЛЬД» — 170 лет

Диккенс, Ч. Дэвид Копперфильд/ Ч.Диккенс.- Москва: Эксмо, 2008.-944с.

«Дэвид Копперфильд» — это история о приключениях молодого человека, начиная с бедствий и несчастий сиротского детства и до обретения своего истинного призвания успешного писателя романиста. Перед читателем предстанет целая галерея неповторимых ярчайших персонажей, имена многих из которых стали нарицательными по всему миру: тиранический отчим мистер Мэрдстон, его злобная тетка Бэтси Тортвуд; елейно –приторный предатель Юрая Хипп; легкомысленная и очаровательная Дора; любезный мистер Микобер – один из самых комичных образов в мировой литературе и многие другие. Диккенс называл этот роман своим «любимым детищем». Этот объемный автобиографический роман, в котором переплетаются трагедия и комедия человеческой жизни, вот уже почти два века не теряет своей популярности, приобретая все новых и новых преданных поклонников.

«Может быть, это только иллюзия, но, кажется мне, большинство людей хранит воспоминания о давно минувших днях, гораздо более далеких, чем мы предполагаем; и я верю, что способность наблюдать у многих очень маленьких детей поистине удивительна – так она сильна и так очевидна. Мало того, я думаю, что о большинстве взрослых людей, обладающих этим свойством, можно с уверенностью сказать, что они не приобрели его, но сохранили с детства; как мне обычно случалось подмечать, такие люди отличаются душевной свежестью, добротой и умением радоваться жизни, что также является наследством, которого они не растратили с детских лет.»

У всех у нас есть повод насладиться общением с мудрым и добрым собеседником – с КНИГОЙ! Приятного чтения! Читайте сами! Читайте с нами!