Хрупкий мир

Беседа

    «26 апреля 1986 г. в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

    В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50106 Кu радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % ее территории заражено радионуклидами – более 1 Ku/км2 по цезию-137. Для сравнения: на Украине заражено 4,8 % территории, в России – 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku/км2 составляет свыше 1,8 млн гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku/км2 – около 0,5 млн гектаров. Из сельхозоборота – выведено 264 тыс. гектаров земли. Беларусь – страна лесов. Но 26 % лесов и больше половины лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…

    Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации с каждым годом в стране увеличивается количество раковых заболеваний, детей с умственной отсталостью, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутациями…»

Сб. «Чернобыль». «Белорусская энциклопедия», 1996, с. 7, 24, 49, 101, 149

Данная ситуация должна была показать человечеству, насколько мы еще далеки от полного контроля над подобными видами получения энергии. Да и наличие контроля не поможет сохранить экологическую обстановку нашей планеты в показателях нормы. Для получения энергии необходимы альтернативные, более безопасные и экологичные способы, такие как ветровая энергетика, геотермальная энергетика, солнечная энергетика. Но они дают не такой мощный эффект как ядерная энергетика. Поэтому их использование локально.

Представим на секунду, что безопасный способ получения энергии найден. Он абсолютно не имеет никаких последствий для природы. Что дальше? А дальше последует полный обвал экономики по всему миру, чего не допустят.

Люди продолжают не осознавать себя частицей природы, ставя себя выше, и не хотят осознать, что их собственное существование подчинено законам природы. Человек это элемент земной жизни, который выделил себя из природы и начал делать попытки управлять ею и затем лукаво «охранять» природу. Охранять природу нужно только от неразумного вмешательства человеческого разума в природные процессы. Никто и ничто не может причинить вред земной жизни кроме космических сил и человека. Главной задачей экологии является установление общих закономерностей круговорота вещества, материи, энергии и информации в живом покрове Земли с тем, чтобы выработать такие формы участия в нем, при которых создавались бы оптимальные условия для существования Геи и человечества в ее составе. Не поиск форм и методов овладения природными процессами для управления ими, что неосуществимо, а глубокое познание природных процессов с учетом их сбалансированности множеством обратных связей и приведение человеческой деятельности в соответствие с ними — важнейшая задача общества и всех форм познания на современном этапе и обозримую перспективу.

Давайте для начала мы рассмотрим такое понятие, как «экологический след», который представляет собой условную величину, которая отражает потребление человечеством ресурсов биосферы. Данное понятие указывает нам на давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации и т.д. в глобальном измерении или масштабе. В результате «для восполнения природных ресурсов и услуг, которые мы потребляем каждый год, потребовалось бы полторы планеты Земля». В результате возникает ситуация «перерасхода» природных ресурсов, что означает, что мы «проедаем» природный капитал будущих поколений.

Размеры экологического следа для разных стран колеблются, что связано с особенностями образа жизни их жителей и экономической ситуацией. Если бы каждый потреблял, как средний житель Кувейта, то человечеству понадобилось бы около 5.8 планет, как гражданин Катара – то 4.8 планет, как типичный американец – 3.9 планет, как типичный россиянин – больше 2 планет.

Министерство природы России установило, что 44 города России имеют «высокую» и «очень высокую» степень загрязнения воздуха. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около трех миллионов смертей в мире ежегодно связано с загрязнением атмосферного воздуха.

Еще одной немаловажной проблемой экологии является огромное количество мусора. Из отчётов Минприроды России следует, что по состоянию на 2016 год в стране накоплено около 5 млрд. тонн мусора. Под свалки в России, как официальные, так и несанкционированные, занято порядка 100 тыс. га земли. Представьте себе город Санкт-Петербург, покрытый тридцатиметровым слоем мусора.

Огромную часть мусора составляют предметы одноразового использования: упаковки, пакеты, бутылки и т.д. Большой проблемой для экологии является неразлагаемость такого мусора, так как в основном он состоит из пластика.

Ежегодно в мире производят около 280 млн. тонн пластика, половина из которого идет на изготовление предметов одноразового использования. Вот некоторые данные статистики: суммарный общемировой объём выпуска полиэтиленовых пакетов исчисляется в диапазоне от 4 до 5 трлн. штук ежегодно (в среднем пакет используется около 20 минут и затем попадает в мусор и время его разложения займет около 400 лет). Кроме того, полимерный мусор приводит к гибели более 1 млн. морских птиц, свыше 100 тыс. морских млекопитающих в год и неисчислимого количества рыб.

Так или иначе, со временем пластик попадает через русла рек в Мировой океан. Согласно отчету Мирового экономического форума, в настоящее время более 150 млн. тонн пластика загрязняют мировой океан. Если ситуация не изменится, то к 2025 году на 3 тонны рыбы будет приходиться 1 тонна пластика, а к 2050 году пластик в океане вообще станет преобладать.

Страшные цифры? А мы продолжаем!

Последний доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) называется «Перспективы окружающей среды на период до 2050 года: Последствия бездействия». В нём говорится, что если не будут приняты более решительные меры по предотвращению деградации природной среды, то к 2050 году мир столкнётся со следующими вызовами безопасности жизнедеятельности, по версии ОЭСР.

    Произойдут более разрушительные изменения климата вследствие ожидаемого увеличения выбросов парниковых газов на 50%, в основном за счет 70%-го роста выбросов CO2 при производстве энергии.

2. Продолжится сокращение биологического разнообразия, особенно в Азии, Европе и Южной Африке. В целом к 2050 году ожидается снижение еще на 10% биологического разнообразия суши.

3. Доступность пресной воды также будет сокращаться, особенно на фоне увеличения на 2.3 млрд. человек численности населения, живущего в бассейнах рек, страдающих из-за серьезного истощения запасов воды (всего около 40% от общего населения). Проблемы обеспечения водой будут наиболее острыми в Северной и Южной Африке, а также Южной и Центральной Азии. Прогнозируется рост глобального спроса на воду приблизительно на 55% вследствие растущего спроса со стороны промышленных предприятий (+400%), теплоэлектростанций (+140%) и домохозяйств (+130%).

4. Загрязнение воздуха явится одной из основных причин преждевременной смертности в мире, обусловленной экологическими факторами. В некоторых городах, в частности в Азии, загрязнение воздуха уже существенно превышает безопасный уровень, установленный Всемирной организацией здравоохранения. Согласно прогнозу, к 2050 году количество преждевременных смертей в результате воздействия твердых частиц удвоится и достигнет 3,6 млн. в год во всем мире, при этом большинство из них будут приходиться на Китай и Индию.

Теперь понимаете всю опасность и ее масштабы? Как быть? Мы знаем лишь одно решение!

Экологическое воспитание – формирование убеждения о бережном обращении с Природой, становление сознательного восприятия окружающей среды. Задача экологического воспитания и просвещения – пробуждение в гражданах интереса занимать активную жизненную позицию и проявлять инициативу в решении экологических проблем.

Экологический кризис – это обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов! При экологическом кризисе человек является активно действующей стороной. Следовательно, необходимо объединяться всем миром и вводить с самого садика экологическое воспитание. После того, как подрастет более мудрое и экологичное поколение, мы увидим результат.

Земле нужна помощь в восстановлении биоразнообразия, чистоты воды, почвы и воздуха. Развивая экологическое сознание в себе и других, человек может помочь родной планете. Человек докажет, что он разумный, если сможет помочь планете восстановить биосферу.