«Я открываю Некрасова»

Литературная игра «Я открываю Некрасова»

Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

Некрасов всю жизнь романтизировал образ матери, тема матери — одна из главных в его творчестве. Между тем материнский образ в стихах Некрасова — единственное, что осталось после Елены Андреевны. Не сохранилось ни одного ее изображения, писем, принадлежавших ей вещей. Однако Некрасов вспоминал о матери с неизменной нежностью, а ее кончина — за три дня до приезда сына в Грешнево — стала для поэта настоящим ударом.

С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах
Пред грозой величаво — безгласная…

Родовое имение Некрасовых. Грешнево.

Детский переезд в Грешнево оставил у Некрасова первые, пусть и смутные, дорожные впечатления, которые затем подкрепило само расположение отцовского поместья. Недалеко от имения проходила Костромская почтовая дорога, «и все, что по ней шло и ехало и было ведомо <…>, было постоянной пищей нашего детского любопытства». Не могла не повлиять на будущего поэта еще одна великая русская «дорога» — Волга.

О Волга! Колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я…

Волга была рекой не только судоходной, но и, в известном смысле, пешеходной — суда тащили бурлаки. Будущий поэт нередко видел, как бурлаки тянут по ней суда, и слышал, как они поют свои бурлацкие песни. Бурлаки, как и сама река, постоянный герой стихов Некрасова.

Илья Репин «Бурлаки на волге»

Некрасов рос бок о бок с деревенскими мальчишками и девчонками, потому с раннего детства знал крестьянскую жизнь вблизи, изнутри, потому как никто мог писать о крестьянском деревенском детстве.

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Не прошли бесследно и тяжелые первые годы жизни в столице. В Петербурге Некрасов, оставшись без материальной поддержки отца, терпел такую нужду, что периодически не мог заплатить за крышу над головой и кусок хлеба. Некрасов открыл для себя новую возможность заработка — писал за небольшую плату прошения и жалобы.

«Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

Почти 20 лет Николай Некрасов был редактором «Современника», с конца 1846 до 1866 года. Литературный вкус, опыт и «чутье растущего литературного дельца» помогли Некрасову сделать «Современник» центром литературной жизни России. В журнале печатались Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарев, Дмитрий Григорович, Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов.

Журнал «Современник»
Сотрудники журнала «Современник»

1868 году после покушения на императора Александра II «Современник»  закрыли. Однако в журнале «Отечественные записки», которые Некрасов принял у Краевского, «возобновился свет старого «Современника»: Салтыков-Щедрин, Успенский, Островский, Писарев, Михайловский.

Журнал «Отечественные записки»

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях. Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость.
Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
«Железная дорога» – это поэма, сочетающая в себе драму, сатиру и даже балладу. По форме своей это разговор попутчиков (генерал и его сын Ваня) с самим лирическим героем.

Константин Савицкий «Ремонт на железной дороге»

Некрасов выбрал в качестве размера четырехстопный дактиль и перекрестную рифму. Этот прием по звучанию можно даже сравнить со стуком колес на железной дороге.

В «Железной дороге» Некрасов создает несколько очень ярких и мастерски проработанных образов. Первый из них – это Россия и русский народ. Поэт называет крестьян Божьими ратниками, мирными детьми труда, братьями, восхищаясь простотой и силой их характеров.

Еще один яркий образ – это генерал, с которым разговаривает лирический герой. Генерал перечисляет мировые диковинки архитектуры, явно зная в них толк, но при этом не понимает, кому обязан и должностью, и пальто на красной подкладке. При этом сына Ваню он одел в кучерский армячок, чтобы подчеркнуть близость к народу. Благодаря этим трем деталям, поэт виртуозно нарисовал читателям портрет типичного «начальника» из любой сферы.

Образ лирического героя – это собирательный образ настоящего гражданина, который осознает свой долг перед народом. Он, не боясь гнева генерала, говорит правду.

Весь трагизм эпохи и смысл стихотворения Некрасов сжал до 4 строчек, которые играют роль эпиграфа:

Ваня (в кучерском армячке):
«Папаша! кто строил эту дорогу?»
Папаша (в пальто на красной подкладке):
«Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

Кроме судьбы крестьянства, сначала замученного ярмом крепостного права, а затем оставленного без помощи, Некрасов обращает внимание на судьбу России. Вот два ярких представителя страны: генерал, рассуждающий об эстетике и симулирующий патриотизм, и сам народ, который этой мнимой заботы и символизма в одеянии Вани не увидит никогда. Как можно говорить о прогрессе и выходе в мир индустриальных держав, когда те, для кого, казалось бы, должна работать государственная машина, безвестно тысячами гибнут от рабского труда?

Ответь верно на вопросы и узнай высказывание Ф.М. Достоевского о Н.А. Некрасове