ИНФОРМИНА
Дон…Земля Донская…Донские казаки…Произнесёшь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы донцов, чьими делами прославлены Дон и Россия.
Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный и яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.
От невысокой березы среди травы-муравы из Иван-озера в земле московской берет начало батюшка Тихий Дон. Медленно несет он воды становясь все более величавым от впадающих в него ручейков и рек. Многочисленные притоки дают ему силу, и эта река выходит в Дикое поле – место кочевья многих народов. Дикое поле и есть родина вольного казачьего племени. Среди казаков есть легенда: ранней весной Дикое поле покрывается алыми головками тюльпанов. Это Души героев-казаков, полегших в степи без числа и имени, а ближе к лету ветер играет бесконечными гривами седого ковыля – на Дону говорят, что этот ковыль растет на казачьих костях.
Воспитанию детей в казачьих семьях уделялось большое внимание. С детских лет в казачке воспитывали сознание того, что она будет хозяйкой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. С малолетства казачке внушалось – самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Девочки с раннего возраста начинали работать: помогали матери по хозяйству, были няньками, учились вышивать, вязать на спицах и крючком. Жизнь девушек – казачек была ограничена строгими правилами: они проводили время дома или в кругу подруг. Под надзором бабушек они водили хороводы. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу, куда приглашались только родственники. Дочерей очень любили, чтобы вырастали они гордыми казачками, которые смогут нести ответственность за свой дом, семью и вести себя с достоинством.
С материнским молоком и с воздухом Родины казачата воспитывали качества, необходимые воину: развивали силу и ловкость, сообразительность и смелость. Сына воспитывали гораздо строже, чем дочь, жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С самого рождения казаки закаливали своих детей, приучали мальчиков к походной жизни. С пяти лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось.
Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Любимая игра мальчишек – казаков была дзига или кубарь. В дзигу играли так: специально изготовленную игрушку, похожую на и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самими разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли на перегонки… Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои – когда сшибали дзиги противников. Несмотря на то, что взрослые считали «гонять кубарь» пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.
Но самой главной задачей казачонка была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском корпусе или гимназии, были поимённо известны всем жителям станицы или хутора. Их приглашали на правление, сам атаман поздравлял с каникулами. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени – отчеству.
Главная причина возникновения хуторов – развитие хозяйства, рост численности населения городков и растущая нехватка земли для скотоводства и земледелия. Однако войсковое правительство долгое время пресекало излишнее усердие казаков в земледелии и скотоводстве, считая, что главным для них должен оставаться труд ратный. Тем более что на хуторах легче было прятать беглых: их казаки использовали на хозяйственных работах. В войсковых грамотах, рассылаемых по Дону и его притокам, предписывалось самовольно выстроенные хутора жечь «без остатку». Запрещалось строить там теплые землянки и жить в них постоянно. Лишь с последней четверти 18-го века хутора получили законное право на существование.
Чтобы ярче представить себе, какие они, вольные донские казаки в труде, предлагаем познакомиться с пословицами и поговорками, родившимися на донской земле.
— Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
— Без работы, как без заботы и умный казак в дураках ходит.
— От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
— От безделья не бывает у казака веселья.
— Не хвались казак травой, хвались сеном.
— Донская земля дармоедов не кормит.
— Не тогда казак мужает, когда отдыхает, а когда устаёт.
— На донской земле всё родится, надо только потрудится.
-Если казак захочет, гору на гору поставит.
До 18 века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили их охота и рыболовство. Первые казаки были умелыми охотниками. Когда они наладили поставку дичи в русские города то, как сообщали современники, мяса привозили столько, что стоимость их оценивалась не на вес, а на глаз.
Наиболее старое и распространённое промысловое занятие казаков – рыболовство и переработка рыбы. А какая рыба ловились в Дону! Осётр, белуга, севрюга, сазан, сула, сом, стерлядь, рыбец, чебак. Казак-рыболов занимался рыбной ловлей круглый год. Для переработки рыбы здесь сооружались так называемые рыбоспетные заводы. Откуда же такое название? Процесс переработки был сложным и трудоёмким. После засолки её сушили в специальных печах, спекая её, отчего произошло название «спетные». Из печи предварительно выгребали угли, после чего на горячий пол клали сено, а на него – рыбу, выдерживая её, таким образом, несколько дней. Заготавливали и паюсную икру.
На Дону ловили и особым образом обрабатывали знаменитую красную рыбу. Ароматнейшие балыки и «тешки» — это спинки и брюшки рыб осетровых пород – «зело любил вкушать царь Пётр I, требовавший от войсковых атаманов, чтобы с Дона ему слали побольше сего деликатесу!…»
С рыбным промыслом была тесно связана добыча соли. Казаки отвоевали от ногайцев и присоединили задонские степи до Манычских соляных озёр. Соль в этих озёрах отныне мог добывать каждый казак, и в этом была одна из его привилегий.
Благополучие казачьей семьи создавалось не знающим и не признающим усталости трудом. В казачьей семье каждый нёс соответственно своему возрасту работу. Жёны помогали мужьям, дети – родителям. Мужчины косили хлеб, женщины гребли и вязали снопы, мужчины перевозили снопы, а старики и женщины молотили. Казаки худели, чернели на работе, заготавливая сено лошадям и скоту на зиму. И такая же страсть, такая же жадная любовь к земле охватывала казаков в дни пахоты, посева и жатвы.
Занятию огородничеством способствовала хорошая почва и наводнения, ведь казаки в основном жили по берегам рек. Землю перепахивали с осени. Овощи высевали семенами или высаживали рассадой. Выращивали картофель, морковь, капусту и практически все известные овощи. Обязательно в каждой станице были «бахчи», где выращивали арбузы, дыни и тыквы.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградарством. Пётр 1 выписал для них из Франции виноградные лозы и мастеров. На всю Россию славятся донские виноградники и мастера-виноделы.
В каждом дворе была скотина. В каждой станице были свои пастухи, которым платили деньгами или столовали, то есть кормили. Жители некоторых станиц и хуторов на лето переправляли коров на левый берег Дона, где были прекрасные пастбища и сенокосы. Для коров делали базы из камыша и делали землянку, в которой жили по очереди или нанимали сторожа, который охранял коров и сено. Каждый хозяин, скосив сено, привозил его к своему базу. Ежедневно казачки два раза в день переправлялись на лодке, доили коров и с молоком возвращались домой. Овец отдавали на всё лето и осень в отару. Пригоняли отару обычно в начале декабря.
Уважаемыми были коневоды. Коневодство было мастерством, где казака не было равных. Столетиями, как величайшую ценность, казаки пригоняли из всех походов самых дорогих и резвых коней и улучшали умелым коневодством местные породы. В результате к 20 веку они сумели сохранить такое конное богатство, какого не было во всём мире.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями. Каждая казачья станица была ещё и местожительством мастеров. Например, казаки станицы Урюпинской на протяжении столетий разводили пуховых коз и здесь вязали сказочной красоты пуховые платки. Были станицы бондарей, колёсников, чеботарей (сапожников), кожевников… Валяльщики-шерстобиты катали валенки, и валяли бурки, тончайшие войлоки из которых шились непромокаемые балахоны, которые спасали казаков в непогоду. Славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня и мастера-оружейники, ковавшие знаменитый булат. Славились мельники, умевшие поймать в степях малейший ветер в крылья ветряков, а в горах ставившие мельницы на крошечных ручьях чуть ли не за сутки… гончары и корзинщики были в каждой станице. А ещё в каждой станице были столяры-краснодеревщики, которые изготавливали добротную и красивую мебель: столы, стулья, горки, комоды.
Нельзя не рассказать о копателях колодцев, которые пользовались особым уважением у донцов. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью. О чём думал копатель, пробиваясь через меловые и песчаниковые пласты, иногда на глубину до сорока метров и оплетая стенки вокруг себя ветками караича? Что вспоминал? О чём молился? Появившаяся вода могла быть горькой или солёной. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.
На вольные земли, на Дон уходили от тяжкой доли крепостных крестьян только мужчины, потому что нелёгок был этот путь. Казаки проводили свою жизнь в бесконечных войнах, набегах, сражениях. Часто во время набегов они брали себе в жёны прелестнейших черкешенок, узбечек, персианок, турчанок, гречанок. День Матери-казачки празднуется 4 декабря и совпадает с большим христианским праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы. Труду казачки посвящен наш следующий рассказ.
- Алмазов, Б.А. Казачий домострой/ Б.А.Алмазов.- Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2016.-502с.
- Астапенко, М.П. История Дона и Донского Казачества: учебное пособие для 5-8 классов общеобразовательных заведений/ М.П.Астапенко.- Ростов-на-Дону: Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005.-304с.
- Астапенко, М. История Донского казачества. В 10 книгах. Книги1-3/ М. Астапенко.- Ростов-на-Дону: Терра, 2000.-700с.
- Астапенко, М. История Донского казачества. В 10 книгах. Книги 3-5/ М. Астапенко.- Ростов-на-Дону:Терра, 2000.-768с.
- Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920г./ М.П.Астапенко.- Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2004.-608с.