Информина
Не одной грамотностью культура измеряется. Она включает все то, что видел, слышал и чему научился человек прежде всего дома, а потом в дальних походах. Первым и бесценным вкладом , который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь.
Великое множество прибауток, побасенок слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так привыкал он к музыке и ритму родного языка. А уж когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки — известные острословы, и именно слово — тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье.
Но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные: сказки про животных, которые сохраняет народная память с первобытных времен, волшебные, сильно напоминающие сказки тысячи и одной ночи, — казачьи сказки похожи на сказки соседних народов. А поскольку рассказываются они по-русски, то и являются частью русского фольклора, русской речевой культуры, хотя есть в них свои особенности. Первая: сказки-диалоги-анекдоты.
— Односум, что это тебе так рожу разнесло?
— Да вчера был на рыбалке — оса на губу села…
— И ужалила?
— Слава Богу, не успела! Брат ее веслом убил!»
Вторая особенность — сказки-былички. Рассказывает их «очевидец», или, как говорили казаки, «самовидец», то есть как бы участник событий. Посвящены былички, как правило, действительно существовавшим героям и имевшим место событиям, но строятся они по всем правилам сказочного повествования. И, скажем, любимый герой казачьих сказок Матвей Иванович Платов весьма отдаленно напоминает реального атамана. Чем дальше отстоят времена и события от наших дней, тем сказочнее персонаж. Степан Тимофеевич Разин на волшебном платке плавает, как на плоту, раскинув полы кафтана, летает по воздуху, умеет становиться невидимым и превращаться в зверей и птиц.
Кроме быличек, посвященных знаменитым людям, в фольклоре казаков очень много апокрифов, то есть сказок на библейские сюжеты, где главными действующими лицами являются православные святые. Причем действуют они обязательно в реальном мире, помогая людям. Так, в сказке о том, как казаки строили дорогу к Тихому океану, святой Николай варит уставшим казакам кашу, а Богородица отгоняет от спящих в тайге казаков тучи комаров.
Третья особенность — жизнь древних произведений в современном мире. В первую очередь это относится к былинам, которые даже на Севере сохранились только в памяти редких сказителей. Казаки же поют былины в застолицах , и не подозревая, что это былины, потому что поют их, как песни, как правило, хором. Так, редкая стариковская беседа в верхнедонских станицах обходится без того, чтобы кто-нибудь, огладив седую бороду, не затянул: «Вот ходил-гулял Добрынюшка…»
Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все…И петь учили. Учили прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой. В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Фактически музыкантами были все.
Было и еще одно удивительное явление казачьего фольклора — народная драма. Кроме общероссийских святочных игр в станицах существовал настоящий театр, где игрались народные пьесы, дошедшие до нас: «Ермак», «Степан Разин», «Александрово действо» (о Македонском). Историки бережно сохраняют тетради с текстами конца XVIII века. Они передавались из поколения в поколение, сохраняя традицию национального театра.
Источник:
Алмазов, Б.А. Казачий домострой/ Б.А.Алмазов.- Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2016.-502 с.
Фролов, П.З. Казачья доля/ П.З.Фролов.- Краснодар: Традиция, 2016.-208 с.