Казачий край

Устный журнал

ИНФОРМИНА «Как на нашем на Дону чтим отцов и старину»

Дон…Земля Донская…Донские казаки…Произнесёшь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы донцов, чьими делами прославлены Дон и Россия.

Учитель Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный и яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Краеведческий гид «Край горицвета и лазури» 6+

У большого писателя земли русской Константина Паустовского есть такие строки: « В каждом даже самом широко известном месте нашей земли, в любом, уже не раз описанном, воспетом или наоборот обруганном городе, поселке, селе скрыта бездна прекраснейших вещей — есть свой пейзаж, свой воздух, своя удивительная и нигде не рассказанная история, есть люди , о которых стоит и надо писать целые книги…». ПРОДОЛЖЕНИЕ

Краеведческий гид «Терновый венец русского казачества» 16+

Казаки — это особые люди, у них свои вековые традиции, своя колоритная культура. Есть казаки донские, кубанские — но и на противоположном краю континента живут казаки забайкальские, амурские, уссурийские и все они составляют единое явление, имя которому — казачество. История казачества насчитывает порядка семи веков. За время своей истории казачество сотворило множество великого и яркого. Мы предлагаем Вам окунуться в эту самобытность, ощутить себя среди этого народа, понять его с помощью книги. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИГРА «ПЕРЕВОДЧИК»

Язык донского казачества довольно своеобразен. Донской говор относится к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности. В этом говоре есть группа слов , употребляемая только на Дону: чакан (рогоз), сапа (змея), чукавый (модный), баз (загон для скота), байдик (палка), чекомас ( окунь), квёлый (слабый), гутарить (говорить) и т. д.
В результате длительных военных и мирных контактов и связей донских казаков с тюркоязычными соседями в их лексиконе появляется огромное количество слов тюркского происхождения: сюзьма (заквашенное молоко), щерба (уха), тузлук (дикий чеснок), чинак (миска) и т. д.
Взаимодействие с соседним калмыцким народом имело следствием употребление казаками некоторого количества калмыцких слов: шулюм (говяжий бульон), шурпек (коршун) и т.д.
Немало впитал донской говор и украинских слов: нехай (пусть), зараз (сейчас), шлях (наезженная дорога), шукать (искать), кохать (заботиться) и т.д.
Говор у низовых и верховых казаков тоже был разным. У низовых он был более мягким. Жители станиц Старочеркасской, Елизаветинской произносили, например, «чайкю», «яму», « тохда», «просю». Говор у верховых казаков был более резким, напоминал рязанский. Они говорили «таперича», «жаних», «вядро».

Видеопрочтение «Донские сказки» русского прозаика, журналиста Владимира Григорьевича Головачева и писателя-фольклориста Бориса Степановича Лащилина

ИГРА «КАЗАЧЬИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Видеопрочтение «Суворов Александр Васильевич» из сборника «Донские казачьи сказки»