Культурологический экскурс
Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. Мы узнаем, как на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека она имела, рассмотрим виды кукол.
В давние-давние времена, еще задолго до появления на Дону первых постоянных казачьих поселений, казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже многонациональным (сейчас на Дону проживают более ста национальностей), и каждый народ принес свою культуру, частицей которой являются и куклы. С украинцами на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (тряпичные дорожки), и, конечно же, тряпичные куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы – обереги, и обрядовые куклы, и игровые куклы.
Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки – казачки. А мастерились куклы из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы.
Куклы различались по технологии изготовления: мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов, из лыка, травы, соломы, льна.
По обрядовому предназначению: семейно-бытовые, календарные.
По магической кукольной силе: продуцируюшие, защитные, очистительные и замещающие.
Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей, потому что мастерилась из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло рук матери, бабушки, няни, тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим. Тряпичную куклу, сделанную своими руками, можно было подарить своей любимой подруге, своим родным и близким даже на праздник.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края/ М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2009. — 142с.
Изучая историю родного края по этой книге, можно узнать о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но и обрядовые, и обереговые. Интересна кукла «Масленичка», которая выполняет две роли. Она является и обереговой, и обрядовой куклой. Кукла «Донская казачка» интересна, как и игровая. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго – долго. В казачьей семье тряпичные куклы мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям.