Николай Лесков

Литературный гид

Творчество Николая Семёновича Лескова (16.02.1831–05.03.1895) – удивительно самобытная страница в истории русской литературы. Жизнь его была полна тревог, борьбы, изнурительного труда, духовных исканий и обретений. Лесков сам писал об этом так:

«…я шёл дорогою очень трудною, – всё сам брал без всякой помощи и учителя и вдобавок ещё при целой массе сбивателей, толкавших меня и кричавших: “Ты не так… ты не туда… Это не тут… Истина с нами, мы знаем истину.»

Сам писатель утверждал, что не был слеп к хорошим и светлым сторонам русской жизни и главная его сила в создании положительных образов.

«Эти “Однодумы”, “Пигмеи”, “Кадетские монастыри”, “Инженеры-бессребреники”, “На краю света” и “Фигуры” – положительные типы русских людей».

С особенностями творчества великого русского писателя Николая Семёновича Лескова и его биографией познакомят издания из фонда нашей библиотеки.

Великие русские писатели.- М: Росмэн.- 346с.

«Лесков публицист неизменно выступал сторонником демократических преобразований, приверженцем постепенных, эволюционных перемен. Он критиковал революционные идеи Н.Г. Чернышевского, Г.З. Елисеева; считал вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции.»

Лесков так сказал о языке собственных произведений: «Постановка голоса у писателя заключается умении овладеть языком своего героя… В себе я старался достичь это умение, и достиг, кажется того, что мои священники говорят — по-духовному, нигилисты по- нигилистически, мужики — по-мужицки, выскочки и скоморохи с выкрутасами и т.д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным в чисто литературной речи.»

Ломов, В.М. Сто великих писателей/ В.М. Ломов.- М.: Вече, 2014.- 432с.

«Взгляд писателя на литературу говорит не столько о месте литературы в жизни писателя, сколько о месте самого писателя в литературе. Самое трезвое мнение на сей счет, лишенного какого бы то ни было лицемерия, было у великого труженика Лескова. «Я Люблю литературу как средство, которое дает мне возможность высказывать все то, что я считаю за истину и за благо; если я не могу этого сделать, я литературы уже не ценю: смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения. Я совершенно не понимаю принципа „искусство для искусства“: нет, искусство должно приносить пользу, — только тогда оно и имеет определенный смысл».

Лесков, Н.С. Малое собрание сочинений/ Н.С. Лесков.- СПб.:Азбука, 2016.- 512с.

«Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа», — сказал М. Горький об авторе знаменитых «Левши», «Очарованного странника», «Леди Макбет Мценского уезда». Представленные в книге произведения демонстрируют многоплановость, многогранность творчества Н.С. Лескова, в котором сочетались и злободневная сатира, и художественные открытия самобытного художественного слова, и проникновение в сущностные смыслы бытия. и поиски нравственного идеала на земле, и предвидение глубокого мыслителя о трагической судьбе России. Особую ценность сборника составляют комментарии Н.Ю. Даниловой.

Осипов, Ю.И. Золотое сечение. Силуэты отечественной литературы/ Ю.И. Осипов.-М.: ФЛИНТА, 2019.- 320с.

«Книги Лескова — неисчерпаемый кладезь народных типов, характеров, обычаев, особенностей бытового уклада той или иной местности. Лесков дает современному человеку четкое представление из чего складывалась жизнь людей русской провинции второй половины XIX века, о чем они думали, во что верили, как говорили.
Наряду с Гоголем Лесков считают родоначальником такого авторизованного сказового стиля. Ему соответствовали словесные росписи, почерпнутые писателем из странствий по Руси, из близкого знакомства с местными наречиями, изучения русской старины, старообрядчества, народных промыслов.»

Еремин, В.Н. Сто великих литературных литературных героев/ В.Н. Лесков.- М.: Вече, 2014.-432с.

«Маленькие великие люди — это те, кто живет вне власти и в стороне от истории, но чьими руками на самом деле и вершится история, которую зачастую впоследствии приписывают малопричастным к делу, но высокопоставленным судьбой (прежде всего рождением и подлостью) особам. Отличие от других писателей-богоискателей в том, что он оказался среди них самым беззащитным перед российским обществом. Не угодил он и либералам, и консерваторам, и духовным властям, и властям светским, и старикам, и молодежи, и западникам, и славянофилам. А.М. Горький точно отметил: «Жил этот крупный писатель в стороне от публики и литераторов, одинокий и непонятый почти до конца дней».

Абрамов, Ю.А., Демин В.Н. 100 великих книг/ Ю.А. Абрамов, В.Н. Демин.- М.: Вече, 2003.- 480с.

«Именно в повести «Очарованный странник» Лескову удалось, как в фокусе, сконцентрировать тайны русской души и, следовательно, хоть отчасти приблизиться к ее разгадке. Великая тайна русской души в том, что она богоизбрана, и нет человека, который не мог бы надеяться на заступничество и покровительство высших сил. Даже при самом великом грехе.»

Читайте в муниципальных библиотеках Ростова-на-Дону.