ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГИД
«Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если вручаешь его с любовью»
Джон Уолкот
В повести Л.Н. Толстого «Детство» мы окунаемся в атмосферу добра, взаимной любви, семейного тепла в тот момент, когда бабушка должна принять поздравления: «У Карла Иваныча в руках была коробочка своего изделия, у Володи – рисунок, у меня – стихи; у каждого на языке было приветствие, с которым он поднесёт свой подарок».
«Гранатовый браслет» А.И.Куприна – одно из богатых «подарочными ситуациями» произведений. Вере Николаевне Шеиной на день рождения муж Василий Львович дарит серьги из грушевидных жемчужин, сестра – маленькую записную книжку удивительном переплете, безответно влюблённый Желтков – страстные письма и золотой, низкопробный браслет, покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Вера Николаевна приносит покойному поклоннику большую красную розу. Эти подарки – искренние жесты сострадания, сердечности, человеколюбия. В произведении А.И.Куприна «Олеся» девушка, прощаясь со своим возлюбленным, на память дарит ему коралловые бусы в знак её искренней любви. Этот подарок – символ великодушия нежности, чистоты и искренности любовного чувства.
В повести А.П.Чехова «О любви» радушные хозяева Лугановичи в знак своего внимания и расположения дарили Алёхину запонки, портсигар или лампу, а Павел Константиныч за это присылал им из деревни битую птицу, масло и цветы. Дмитрий и Анна Лугановичи принимали в Алёхине большое участие, переживали, что он, образованный человек, вместо того чтобы заняться наукой или литературой, живёт в деревне и много работает.
Дар может быть необыкновенно значительным, несущим огромный смысл, даже будучи вручённым исключительно в силу требований этикета: на день рождения, именины, свадьбу, Новый год и так далее. Тому подтверждение рождественская новелла О.Генри «Дары волхвов». Прозу жизни с её однообразием, хлопотами по хозяйству, мыслями о хлебе насущном и других необходимых вещах сменяет ни с чем не сравнимая, особенная радость от подарка любимого человека, теплота его внимания и сила любви.
Замечательные подарки получают от родителей главные герои удивительной рождественской сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Мари обретает нарядных кукол и шёлковое платьице, а Фриц – игрушечного коня и эскадрон серебряных гусар. А крёстный отец Дроссельмейер дарит детям чудесный замок с необычными человечками внутри.
Легко заметить, что влюблённый герой одаривает предмет своего чувства постоянно, без всяких поводов и, как правило, наделяет каждый дар огромным подтекстом. Этот подтекст может быть важнее, чем сам подарок. Маша в произведении А.С.Пушкина «Дубровский» получает от Дубровского кольцо как символ его любви и как сигнал, посредством которого девушка может просить Владимира о помощи.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Молодой опричник Кирибеевич готов дарить полюбившейся ему Алёне Дмитриевне золото, жемчуга, дорогие камни и цветную парчу .
Недорогой, а может быть, и нелепый, на первый взгляд, подарок иногда может раскрыть суть характера литературного героя ярче, чем другие художественные детали в совокупности. Главному герою рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» в качестве подарка остался малиновый шелковый потертый кисет, с вышитой на уголке надписью: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».
Главный герой повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя кузнец Вакула дарит капризной возлюбленной красавице Оксане «черевики, которые носит царица». Набожный богомаз, преодолев сопротивление нечистой силы, попадает во дворец, выпрашивает у Екатерины Великой царские черевички в подарок своей невесте.