Литературный гид «Рандеву с любимыми актерами»
Великие актеры во все времена были не просто любимцами публики, но и её кумирами. Кумирами, заставляющими зрителей смеяться и плакать, суперзвездами киноэкрана, именами, вошедшими в легенду. Перед ними преклоняются, на них стремятся быть похожими, изучают их жизнь и творчество. Биографии мастеров экрана так же интересны, а порой и более захватывающи, как и те фильмы, в которых они играли.
Предлагаем Вашему вниманию замечательную литературную подборку о знаменитых отечественных представителях актерской профессии.
Кушниров, М.А. Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино/ М.А.Кушниров.-Москва: Эксмо, 2015.- 384с.
Любовь Орлова и Григорий Александров прошли вместе светлый путь создания советского мюзикла. Двойной портрет лучезарной звезды и фаворита тоталитаризма на фоне Эпохи и Кино поможет читателю лучше понять, зачем «ее каблуки выстукивали мелодию несбыточного счастья» и почему баловень и фаворит Судьбы искренне повторял «Все хорошо! Все будет хорошо». Творчеством была не только работа, но и личная жизнь Чарли и Спенсера, как называла друг друга в интимном общении эта известная миллионами людей «звездная» пара, одновременно очень закрытая даже для близких. О многих ее тайнах, о том, как зажигаются звезды и кому это нужно, рассказывает киновед Марк Кушниров.
Мордюкова, Н.В. Не плачь, казачка/ Н.В.Мордюкова.- Москва: Астрель, 2011.-429с.
Нонна Мордюкова- не просто великая актриса, она символ русской женщины, сильной, жесткой, принципиальной и в то же время мягкой, внимательной, наполненной всепоглощающей любовью и самопожертвованием. Она- наша, настоящая. Другой такой актрисы никогда не было и не будет. Ей удавалось все: драматические , характерные роли и великолепные комедийные персонажи. Она говорила: « В кино все стараются скорей заплакать. Да плакать легче всего, ты попробуй засмеяться, чтобы зрительный зал попадал от хохота!» Когда читаешь эту книгу, кажется, слышишь ее голос. Эмоционально и колоритно Нонна Мордюкова рассказывает о своей жизни, сыгранных ролях, режиссерах и актерах, с которыми ей довелось работать, о тех кого любила и ненавидела, кем восхищалась и кого презирала. Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин, Никита Михалков и многие другие в книге Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка», дополненной воспоминаниями ее сестры и высказываниями людей, знавших и любивших эту Великую женщину.
Раневская, Фаина Георгиевна. Записки социальной психопатки/ Фаина Раневская.- Москва:АСТ, 2016.-352с.
«Чтобы получить призвание- надо, даже необходимо, умереть»- говорила Фаина Георгиевна Раневская. Надо, но не ей. Она никогда не стеснялась в выражениях. Остроумие Раневской сродни рефлексу — оно непроизвольное. Среди сотни книг о Фаине Раневской — в этих «Записках…» собраны не только ее лучшие афоризмы и цитаты, которые складываются в полноценную историю ее жизни, но и воспоминания о самых известных людях той эпохи: Анне Ахматовой, с которой Раневская вместе пережила эвакуацию, Ростиславе Плятте, Ольге Аросевой и многих, многих других…
Ярошевская, А. Анастасия Вертинская/ А.Ярошевская.- Москва: РИПОЛ классик, 2014.-224с.
Мистика, провидение, фатум… В случае с Анастасией Вертинской дело, кажется, не обошлось без вмешательства высших сил. О красоте этой изящной женщины говорили как об инопланетной и неподражаемой, а ее актерский талант был оценен и зрителями, и режиссерами, и критиками. Именно этой изящной женщине с чарующими раскосыми глазами судьбой было суждено сыграть главных героинь в экранизации двух самых волшебных русских романов о любви. Роль Ассоль из трогательной волшебной сказки «Алые паруса» стала ее первой работой, а роль Маргариты из самого известного романа Михаила Булгакова — последним дошедшим до зрителя фильмом Анастасии Вертинской. Она всегда плыла против течения и тут же катапультировалась из любых обстоятельств, как только что-то переставало ее устраивать. Настоящая инопланетянка, у которой в глазах отражаются целые галактики свободы и таланта.
Ярошевская, А. Татьяна Самойлова/ А.Ярошевская.- Москва:РИПОЛ классик, 2014.-224с.
Татьяна Самойлова — одна из красивейших актрис советского кино. С третьего класса она занималась балетом и английским, была одарена огромным талантом и особой экзотической красотой. Уже первые роли принесли ей ошеломительный успех. Фильм «Летят журавли» где Татьяна Самойлова сыграла главную роль Вероники, получил 12 кинопремий в разных странах. Самойлова — единственная советская актриса, чей отпечаток ладони красуется на каннской набережной Круазет и кто может похвастаться названной ее именем аллеей роз в Париже, портретом кисти Пабло Пикассо, «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах, она — исполнительница роли Анны Карениной, которую приглашали работать в Голливуд, ей прочили блестящее будущее, но, как говорят, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. В ее жизни было много взлетов и столько же стремительных и болезненных падений. Одной рукой судьба щедро награждала ее, а второй отнимала все самое дорогое. Но, может быть, правда говорят, что Бог любит того, кого испытывает?..
Никулин, Юрий Владимирович. Почти серьезно…/Юрий Никулин.- Москва:Издательство АСТ, 2017.-688с.
«В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле». С этой фразы Станислава Ежи Леца начинается книга Юрия Никулина «Почти серьезно…».
Это чуть ироничный рассказ о себе и серьезный о других: родных и близких, знаменитых и малоизвестных, но невероятно интересных людях цирка и кино. Книга полна юмора. В ней нет неправды. В ней не приукрашивается собственная жизнь и жизнь вообще. Откройте эту книгу, и вы почувствуете, будто Юрий Владимирович сидит рядом с вами и рассказывает свою историю именно вам.
Бондарчук, Наталья Сергеевна. Сергей Бондарчук: лента жизни/ Наталья Бондарчук.- Москва: Издательство АСТ, 2020.-320с.
«Молодая гвардия», «Отелло», «Попрыгунья», «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Степь», «Борис Годунов» – названия этих художественных произведений неразрывно связаны с именем выдающегося художника Бондарчука, чьё мастерство стало истинно народным достоянием. Книга написана его дочерью, известным режиссёром, актрисой и сценаристом Натальей Бондарчук. Перед читателем проходят детские и юношеские годы её отца, время, когда произошло его творческое становление, возникла любовь к театру и кинематографу, которой он остался верен до конца жизни. Книга повествует о небывалом взлёте и всемирном признании народного артиста СССР Сергея Бондарчука, о любимом ВГИКе и, конечно, об учителях, друзьях и близких, кто разделял его драму жизни, – Сергее Герасимове, Инне Макаровой, Ирине Скобцевой, Василии Шукшине, Нонне Мордюковой, Никите Михалкове, Сергее Никоненко и других соратниках.
Говорухин, Станислав Сергеевич. Вертикаль. Место встречи изменить нельзя/ Станислав Говорухин.- Москва:Эксмо, 2018.-544с.
Более полувека в искусстве, четверть века — в политике. Режиссер, сценарист, актер, депутат, доверенное лицо Владимира Путина и глава его предвыборного штаба в 2012 году. А еще Станислав Говорухин — художник (самая знаменитая его картина — та самая черная кошка из фильма «Место встречи изменить нельзя») и философ. В этой книге воспоминания Станислава Говорухина о себе и дорогих ему людях соседствуют с его размышлениями о жизни и кино, жанровыми сценками, даже притчами и частушками. Портреты Владимира Высоцкого и Николая Крючкова, Сергея Бондарчука, Вишневской и Ростроповича — рядом с зарисовками малоизвестных и вовсе безымянных героев. Сталинская и хрущевско-брежневская Россия перемешана с перестроечной и современной. Из этой мозаики постепенно складывается цельный, многогранный, порой противоречивый образ человека, ставшего безусловным символом отечественной культуры, свидетелем ее и творцом.
Быков, Ролан. Я побит — начну сначала!: Дневники/ Ролан Быков.- Москва: АСТ, 2011.-761с.
Ролан Быков (1929-1998) вел дневники с 15 лет и до самого конца. Надо ли говорить, что перед читателем разворачивается история страны, театра и кино, но прежде всего — история уникальной личности, гениального режиссера («Айболит-66», «Чучело», «Телеграмма») и актера («Шинель», «Андрей Рублев», «Проверка на дорогах», «Комиссар», «Служили два товарища», «Письма мертвого человека», «Из жизни отдыхающих», «Мертвый сезон»…).
Эта книга поражает своей откровенностью. «Неистовый Ролан», как звали его близкие, вел записи для себя, не думая ни о цензуре, ни о дальнейшей публикации.
Перед читателем встает натура страстная, бескомпромиссная — идет ли речь об искусстве или личных отношениях. «Я побит — начну сначала!» — эти строки стали девизом для Ролана Быкова на всю жизнь…
Книга иллюстрирована редкими фотографиями из семейного архива.
От «А» до «Я». Александр Абдулов и Олег Янковский/ сост.Ю.И.Крылов.- Москва: Издательство АСТ, 2017.-320с.
Александр Абдулов и Олег Янковский, наверное, ярчайшие артисты театра Ленком наряду с Евгением Леоновым, Татьяной Пельтцер, Леонидом Броневым. «Хочу остаться легендой», — говорил в интервью Александр Гаврилович Абдулов. «Хочу остаться…» — не произносил вслух Олег Иванович Янковский. Эта книга нашей памяти о них. «Чтобы помнили», — говорил другой артист, служивший другому театру. Мы помним всех…
«Я верю в людей, верю в жизнь. У меня есть один критерий «настоящего» — стыдно или не стыдно. Стыдно мне за эти кадры? Нет. Дальше поехали. А за эти? За эти стыдно. Все, убираем. Естественно, я сомневаюсь в куче всего, но об этом никто не должен знать. Я делюсь только радостью.» Александр Абдулов.
«Моя профессия — любить. В актерской профессии это главное — любовь к жизни, к сыну, к внукам, к жене, к друзьям, к зрителям, к театру, к прекрасным женщинам…Я не представляю себя без любви. Без Любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно». Олег Янковский.