Шолохов: листая страницы

Литературный автограф «Шолохов: листая страницы»

Певцом казачества называют Михаила Александровича Шолохова, яркого и самобытного автора, лауреата Нобелевской премии. Писатель не просто рассказал нам о жизни, быте, нравах казачества, не только заставил полюбить Тихий Дон и людей, населявших его берега, но с пронзительной ясностью и горечью показал в своих произведениях трагедию казаков в годы революции и коллективизации. Певцом родной земли можно с полным правом назвать автора “Донских рассказов”, “Тихого Дона”, “Поднятой целины”, “Судьбы человека” и “Они сражались за Родину”.

Предлагаем вспомнить, а кому-то познакомиться с жизнью и творчеством писателя, оставившего яркий след в истории русской и мировой литературы. В рамках цикла библиотечных мероприятий «Погружение в классику» для Вас Литературный автограф «Шолохов: листая страницы».

Беседа «Слово о Шолохове»

Михаил Александрович Шолохов — один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события — революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий.

XX век вошел в мировую историю не только как век ожесточенных классовых битв и социальных катаклизмов, но и как рождение социалистической цивилизации, ознаменовавшей собой новую эру в развитии человечества. Но это и век Михаила Александровича Шолохова, отразившего в своем творчестве три вехи всебытия: крушение старого уклада жизни и рождение в муках и страданиях народовластия («Тихий Дон»), складывание новых форм народного сознания («Поднятая целина») и разгром фашизма («Судьба человека», «Они сражались за родину»).

Имя писателя носят сорт сирени, астероид (2448) Шолохов, а также улицы и проспекты по всей России. 2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Шолохова. Поклонники творчества со всего мира отмечали 100-летие со дня его рождения.

Цитатник «Читая Михаила Шолохова»

Шолохов подчеркнуто демократичен, он говорит о войне на уровне рядовых бойцов. Колхозный агроном, шахтер и комбайнер – вот его главные герои. Подлинной жемчужиной являются именно военные главы, эти несколько дней лета 1942, когда остатки отступающего полка ведут сдерживающие бои, стараясь дать возможность другим частям Красной Армии отойти за Дон. Здесь видно то великое мастерство Шолохова, которое принесло ему заслуженную мировую славу – люди у него живые, настоящие, неплакатные. Люди шутят, смеются, думают о женщинах, мечтают о микояновском пайке, забывая о том, что всего несколько часов назад вокруг кипел ад, что в воздухе еще слышен запах взрывчатки и мертвые немцы лежат в полусотне метров от линии обороны. Этот контраст между смертью в четырех шагах и юмором, живым, простым юмором одновременно и разителен, и удивительно по-человечески понятен.

Бондарчук снял фильм по этой книге буквально, вплоть до жестов, до кустика полыни и одернутой гимнастерки. Разводы пота на гимнастерках, мятые и поцарапанные каски, блики солнца на кончике штыка и на навершии знамени – такие сочные кинематографические детали, но Бондарчук все это взял из книги, там это прямо прописано. И тем не менее, так перенести, так прочувствовать нужно уметь.

В годы Великой Отечественной войны Михаил  Шолохов работал корреспондентом «Правды». Постоянно ездил по всем фронтам, собирая материал для статей и будущей книги. Сталин лично попросил Шолохова написать что-то о войне, где было бы и о простых солдатах и о генералах. Так возник неоконченный роман «Они сражались за Родину» (1942-1944 — публикация первых глав), а также рассказ «Судьба человека» (1956 г.)

Во время одного из перелетов, самолет потерпел крушение. Чудом выжил сам писатель и летчик. Впоследствии Шолохову пришлось отстаивать право последнего на жизнь и свободу, поскольку летчика обвинили в случившемся. Писатель серьезно пострадал, его буквально собирали по кусочкам, но едва оправившись, он вновь вернулся к журналисткой деятельности.

Знаменитый роман «Поднятая целина» автор назвал совершенно по другому — «Потом и кровью». Фраза была взята из Фауста Гете и звучала так: «Потом и кровь, как все царства на земле склеены». Шолохов ею пытался показать, как с потом и кровью казачество отказывается от старой жизни и стремится построить новую, ведь роман посвящен коллективизации на Дону и движению 25-тысячников.

В итоге во время сдачи в печать, сотрудники журнала «Новый мир» сочли название слишком мрачным. Его было предложено заменить другой фразой, взятой из речи товарища Сталина — фраза — «Поднятая целина». Сталин говорил о значении обработки целины, при этом подразумевал не целину, как землю, а обработку крестьянского сознания.

Шолохов страшно был недоволен названием, считая его ужасным.

Михаилу Александровичу Шолохову был всего 21 год, когда он начал работу над своим главным произведением — романом-эпопеей «Тихий Дон». Юный возраст и скромное образование в четыре класса гимназии заставили общественность сомневаться в авторстве. Масла в огонь подливал тот факт, что первые два тома романа были написаны всего за год. После их издания поползли слухи: мол, Шолохов украл рукопись из полевой сумки белого офицера, которого расстреляли большевики, и выдал за свою. В итоге была созвана специальная комиссия под руководством сестры Ленина, изучившая произведение и биографию автора и подтвердившая отсутствие плагиата. Споры об авторстве продолжаются и сегодня, хотя в 1999 году сотрудники Институт мировой литературы им. А.М. Горького вместе с МВД нашли оригинальную рукопись первых двух книг романа. Экспертиза показала, что основную часть писал Шолохов — жена помогала.

В XX веке роман «Тихий Дон» экранизировали три раза. Канонической и самой успешной считают второй фильм, который вышел в 1957 году. Фильм-эпопея прославленного советского режиссера Сергея Герасимова удостоился множества престижных наград, среди которых диплом Гильдии режиссеров США за лучший иностранный фильм (1958), Большая премия «Хрустальный глобус» за создание широкой панорамы жизни народа на МКФ в Карловых Варах (1958), диплом на МКФ в Мехико (1959).

Среди знаменитых «Донских рассказов» Шолохова есть рассказ под названием «Нахаленок». Он о нелегком детстве мальчишки, которого обижают не только дети, но и взрослые, обижают словом и делом, но он сохраняет чистую душу и доброе сердце. Таким нахаленком был и юный Шолохов. Дело в том, что мать его, Анастасию Даниловну, насильно выдали за казака. Она его не любила и после рождения мертвой девочки совершила беспрецедентный по тем временам поступок — сбежала в дом к своему возлюбленному — Александру Шолохову. Естественно, что соседи по станице все знали и осуждали. Когда родился Михаил Шолохов он был записан на фамилию законного мужа и стал Кузнецовым. Но поскольку являлся незаконожденным, то считался нахаленком. Этим термином на Дону, собственно, и обозначали детей, чей статус был неопределен. Рассказ «Нахаленок» вышел во многом автобиографическим, многое из описанного будущий писатель претерпел на себе. Лишь в 1913 г., когда его родители официально поженились (законный муж — Кузнецов умер), Шолохов сменил фамилию.

Видеопрочтение «Отрывок из рассказа «Нахаленок»

Рассказ «Нахаленок» — один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны.

Станица Вешенская знаменита тем, что здесь в 1905 г. родился легендарный казачий писатель Михаил Шолохов, который и прославил ее на весь мир. Будучи мальчиком, выучился грамоте, но война и революционные события прервали образование юноши. В 1922 году его чуть не расстреляли по приговору революционного трибунала за превышение полномочий. Но отец выкупил сына, и отправил в Москву. В 1923 г. начинает печатать свои первые произведения, а в 1940 выходит его самое знаменитое и читаемое произведение «Тихий Дон». В 1964 г. Жан-Поль Сартр совершил высокий жест, и отказался от премии, заявив, что ее присуждают только западным литераторам, игнорируя великих мастеров слова из Советской России. На следующий год члены Королевского комитета единогласно проголосовали за Михаила Шолохова.