Современный ребенок. Современный педагог. Современный родитель

Современный ребенок. Современный педагог. Современный родитель

Литературный гид

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Н.А. Некрасов

Развитие народов и культур, их расцвет и благосостояние всецело зависят от воспитания и образования. Именно учитель может решительным образом повлиять на формирование личности молодого человека, и от педагога во многом зависит, будет ли ученик заботливым хозяином или бездумным разрушителем собственной страны, защитником или эксплуататором своего народа, преумножателем или расхитителем богатств родной земли. «Образование придает человеку достоинство. Образование — лицо разума» — так наставляют нас древние мыслители.

В нашей подборке вы найдете книги, написанные профессиональными педагогами, психологами и «родителями со стажем» про воспитание, коммуникацию с детьми, образовательный процесс. «Как воспитать самостоятельного ребенка? Как сохранить спокойствие в домашних конфликтах? Как объяснить сложную тему? Как развивается эмоциональный интеллект ребенка, какие воспитательные методы способствуют его укреплению или разрушению? Как понимать чувства детей и каким языком о них разговаривать? , — ответы на эти и многие другие вопросы вам подскажут наши издания.

Помелов, В.Б. Сто великих педагогов/ В.Б. Помелов. — Москва: Вече, 2018. — 416 с.

Профессия учителя во все времена и при всех политических режимах была и остается исключительно важной и значимой. При этом она достаточно массовая, только в нашей стране более миллиона учителей. В связи с этим представляется вполне логичной задача определения лучших педагогов в истории педагогики и образования. В предлагаемой вниманию читателя книге автор и попытался это сделать.

Книга содержит жизнеописания известных зарубежных и отечественных просветителей и педагогов, внесших значительный вклад в развитие просвещения. Помимо биографических данных раскрываются их педагогические взгляды и деятельность, получившие отражение в работе авторских учебных заведений и написанных трудах.

Монтессори, М. Дети — другие/ М. Монтессори.- Москва: Карапуз, 2002.- 336 с.

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже (некоторое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы), переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологический смысл и понимает под ней прежде всего независимость.

В этой книге Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого — только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос Марии Монтессори, которая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети — другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Макаренко, А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко.- Санкт- Петербург : Питер, 2016.- 288 с.

Работа классика отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко остается актуальной вне зависимости от времени. Остроумные, точные тексты вдохновляют уже многие поколения родителей и педагогов. Автор размышляет над вечными вопросами воспитания: как привить детям доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, любовь к родине.

Давайте предоставим слово самому автору: «Может быть, книга эта дерзость? Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира. Могу ли я на свои плечи поднять величественную тяжесть такой необъятной темы? Имею ли я право, посмею ли я разрешить или развязать хотя бы главные ее вопросы?

Помочь родителям оглянуться, задуматься, открыть глаза — скромная задача этой книги. <…> Я не фокусник. Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель.»

Корчак, Януш. Уважение к ребенку/ Януш Корчак.- Санкт- Петербург: Питер,2015.- 224 с.

Честные и открытые книги Януша Корчака никого не оставляют равнодушными. Прочитанные всего один раз, они не забываются, а требуют возвращения к себе, обдумывания, заставляют сверять жизнь с теми истинами, которые великий педагог так просто и естественно рассказывает в своих небольших историях.

Корчак — один из немногих, кто говорит о воспитании детей без патетики и назидания, так, как будто он ваш старый друг, знающий сокровенные тайны вашей семьи. Лучик добра и правды, полученный из его книги, согреет вас и ваших детей на многие годы.

« <…> задача средней школы — не обучение, а развитие детей, не забивание голов бесполезным балластом, а подготовка их к жизни, в которую они должны вступить как зрелые люди. Разве не комичен факт, что патент на зрелость школа выдает на основе того, что ученик разбирается в логарифмах и умеет объяснить явление затмения луны? Зрелый человек тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и к истории человечества, и поступает согласно этому.

Школа обязана быть кузницей самых священных лозунгов, все, что дает жизнь, должно проходить через ее руки — она громче всех обязана требовать прав человека, смелее всех и беспощаднее всех клеймить в нем то, что загрязнено. А сделать это может штопаная и латаная, обновляемая школа, а в корне иная, в корне не та, с луны, не такая, какую мы видим сегодня всюду.»

Петрановская, Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка/ Л.В. Петрановская.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 288 с.

Каждый, кто родился человеком и вырос, так или иначе прошел этот путь. «Все мы родом из детства» , — писал один известный французский писатель и летчик. Однако, прежде чем достичь самостоятельности, мы едва ли можем обойтись без взрослых. В своей книге Людмила Петрановская, основываясь на научной теории привязанности, легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Прочитав эту книгу, вы не только сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером», но и понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивался не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Максимов, А.М. Как не стать врагом своему ребенку/ А.М. Максимов.- Санкт-Петербург: Питер, 2021.- 224 с.

Книга без сомнения — уникальна. Ее автор — не профессиональный педагог. Это известный писатель и телеведущий, автор нескольких книг по психологии общения Андрей Максимов. По его собственному признанию, он работает в жанре «высказывания».

«Высказывания» Максимова о наших взаимоотношениях с детьми многим могут показаться спорными и резкими. Автор твердо стоит на позиции защиты ребенка, он убежден: если между поколениями возникают проблемы — виноваты всегда родители. В книге есть абсолютно оригинальные, философские размышления о том, как строились раньше и строятся сегодня взаимоотношения между взрослыми и детьми и сугубо практические советы — что нужно сделать для того, чтобы не стать своему ребенку врагом. Каждую главу дополняют философские притчи- сказки, которые будут интересны как детям, так и взрослым. Вы можете читать книгу вместе со своим ребенком! Без сомнения, книга «Как не стать врагом своему ребенку» будет интересна всем, кому небезразлична судьба подрастающего поколения.

Родителям: как быть ребенком: Хрестоматия/ сост. Ю.Б. Гиппенрейтер.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 378 с.

Эта книга составлена из живых историй — воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в то время, снова глубоко пережить его и проникновенно о нем рассказать. Дети, как правило, не могут открыть нам всю сложность своего внутреннего мира. Им не хватает слов, а иногда и веры в наше понимание. И вот эту труднейшую задачу взволнованно- открытого сообщения о себе за всех детей талантливо решают авторы воспоминаний! Станиславский, Хейердал, Прокофьев, Фейнман, Цветаева, Шварц, Чуковская, Выгодская, Флоренский, Юнг, Звонкин, Рихтер, Сац, Менухин, Нилл и многие другие к вашим услугам!

Читая эти воспоминания, с удивлением узнаешь, как порой далеки от истины наши представления о том, что значит быть ребенком. Они дают возможность побывать в «коже» ребенка, услышать его внутренний голос, увидеть мир его глазами, узнать о его проблемах и радостях.

Цель этой хрестоматии и состоит в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже, лучше, сочувственнее понять детей.

Царенко, Н.В. Как понять своего ребенка? Поколение Z и другие/ Н.В. Царенко.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2014.- 187 с.

Все чаще у современных родителей возникает ощущение, что наши дети — существа из какого- то другого мира. Они совсем не такие, как мы, и уж тем более совсем не похожи на бабушек и дедушек — ни поведением, ни послушанием. Конечно, это не ново: каждое последующее поколение ругает предыдущее, и практически в любом обществе принято считать, что мы сами были лучшими детьми, чем те, которые достались нам. Однако — так ли это? Как менялись дети и взрослые на протяжении последнего столетия? Кто они, современные дети, как их понять, как с ними поладить? Почему они настолько другие? Правда ли, что человечество не ждет ничего хорошего с такой-то «сменой», или как раз наоборот? В этих и некоторых других вопросах мы и постараемся разобраться в этой книге. Начнем с изучения теории поколений, чтобы иметь общее представление о мировых тенденциях и взглядах на этот счет, однако подобным образом, конечно же, не ограничимся. Настоящая наша задача — понять, какие они — современные дети, что ими движет и куда они идут ( а вместе с ними — в перспективе — и все наше общество). И, конечно же, важно разобраться в причинно- следственных связях: почему все происходит именно так, а не иначе, и как это понимание может помочь нам и нашим детям не уйти от прогрессу к регрессу, найти не просто свой путь, а именно тот, который ведет человечество вперед и вверх.

Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением/ С.Л. Соловейчук.- Москва: Издательство АСТ,2019.- 240 с.

Книга писателя и педагога Симона Соловейчика. Первый ее вариант вышел еще в 1976 году и разошелся миллионными тиражами. Это переиздание выпущено специально для современных детей и родителей.

Секрет книги в том, что она написана не просто для учеников, а в совместной работе с ними, чтобы общими усилиями понять, как организовать свою учебу так, чтобы она была в радость.

Из Предисловия : «- Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги.- Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие ее происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек. В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика. О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы. А для ученика? Ужасная несправедливость!

Этот роман — попытка исправить положение. Автор был бы мошенником, если бы уверял, будто всякий, кто в ночь прочтет эту книгу, наутро проснется отличником. Конечно, нет! Все советы в этой книге еще нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель — не советы, как надо, а собственная попытка каждого из вас, дорогие читатели, полюбить учиться. Это опыты на себе. Это исследование. Исследование, в котором уже приняли участие больше трех тысяч экспериментаторов от десяти до шестнадцати лет. Они поставили первые опыты, провели первые наблюдения, и автор приносит им глубокую благодарность за труд, за веру и за самоотверженность. Книга построена на опыте этих первопроходцев.

Но кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни — в науке хорошо учиться?

Может быть, вы, дорогой читатель?

Надеемся, что этот обзор книг поможет вам найти всё самое лучшее и современное,что есть в библиотеке, для вашей копилки психолого-педагогической знаний.

Дерзайте! А книги помогут вам !

Читайте с нами!