День информации «Свет разумения книжного» ко Дню православной книги»
14 марта Православная Церковь празднует День Православной книги. Это новый праздник, но, без сомнения, у него большое будущее. Почему день празднования выпал именно на 14 марта, на этот день? Потому что трудами дьякона Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца 14 марта 1564 года вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол». Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год!
Именно с этого дня и зародилось само понятие православная книга.
Информ-беседа «Живое слово мудрости духовной»
Не всегда книги выглядели так, как мы привыкли их видеть – сшитые или склеенные бумажные листы в твердых обложках. До появления печатного станка, книги представляли собой увесистые фолианты. Они переписывались от руки, с использованием очень дорогих материалов, таких как пергамент, т.е. выделанная особым образом кожа. Такие книги были настоящими произведениями искусства, в которых сочетались каллиграфия, живопись и ювелирное дело. Естественно, что рукописные книги могли позволить себе только самые богатые люди. Появление печатного станка заметно удешевило процесс создания книг, и они стали теперь более доступным, массовым явлением. Так, считается, что упомянутый выше «Апостол» вышел тиражом примерно в 2000 экземпляров.
Итак, в России первая типография появилась более четырех столетий назад. 19 апреля 1563 года Иван Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию. Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. О Федорове мы знаем немного — только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного.
Можно с уверенностью сказать, что 1564 год стал переломным, так как печатная книга дала колоссальный импульс к развитию современной культуры и науки в России.
Каждый из нас имеет представление о непреходящих, то есть постоянных, ценностях, к которым относится любовь к своей Родине, знание её истории и культуры. Всё это является для нас признаками образованности. Давайте задумаемся, каким может стать образованный, но бездуховный и безнравственный человек?
Следует понимать, что разделение, которое присутствует сейчас, на светскую и духовную литературу, на самом деле условно, так как между ними существует глубочайшая связь. Достаточно вспомнить произведения наших классиков, таких как Г. Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. И. Куприна или К. Г. Паустовскогй и т.д. В произведениях этих писателей постоянно поднимаются темы любви, гуманизма, смысла жизни, места человека в мире, постоянной борьбы между добром и злом и выборе между ними. Всё это – христианские темы, которые присутствовали и ранее, в древнерусской литературе.
Именно Книга – главный источник культуры, мудрый учитель жизни. Книга определяет духовное рождение и становление личности, оживляет историческую память в каждом человеке. Обращение к православной книге — это возможность переосмыслить идеалы, к которым мы стремимся и хотим найти ответы на многие насущные вопросы.
Фонд Президентской библиотеки раскрывает историю православной книги
Переписывание священных книг считалось делом богоугодным, не терпящим помарок и разного рода неточностей. Чтобы сократить количество ошибок в богослужебных текстах, митрополит Макарий дал царю Иоанну IV своё благословение на дело книгопечатания. Так, в 1553 году было принято решение организовать первую типографию в Москве. Царь приказал для этого строить особый дом на Никольской улице близ Кремля под названием «Печатный двор».
Создание московской типографии было поручено дьякону Московской кремлевской церкви Николы Густунского Ивану Фёдорову и товарищу его Петру Тимофееву Мстиславцу.
Президентская библиотека представляет электронные копии трудов по истории книгопечатания конца XIX ‑ начала XX века, позволяющих подробно проследить путь от рукописной книги до первых печатных экземпляров.
На портале Президентской библиотеки представлены также видеолекции, посвящённые истории книгопечатания. Лекции читают: А. В. Сиренов «Рукописная и печатная книга в России XVI-XVII вв., 2014»; А. А. Савельев «Издания Ивана Фёдорова в собрании научной библиотеки»; Е. А. Емельянова «450-летие начала книгопечатания в России, 2014».
Литературный гид «Самые добрые книги» 6+
Предлагаем вашему вниманию книги о доброте для читателей младшего школьного возраста. Из большого количества литературных произведений мы выбрали те, которые определяют духовное развитие, совершенствование личности. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Литературный гид «Самые добрые книги» 12+
Заметить, почувствовать, понять, распознать чужую боль, переживания, оказать поддержку — очень важное умение. Сопереживание, милосердие, любовь – важнейшие понятия, которые совсем не просто объяснить. Мы предлагаем вашему вниманию книги о доброте для читателей среднего и старшего школьного возраста. Из множества литературных произведений мы выбрали те, которые определяют духовное развитие, совершенствование личности. Чтение таких книг – это прекрасная возможность отключиться от насыщенного информацией мира и погрузиться в иную атмосферу, в которой поддержка и доброта являются главными героями. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Игра «Восьмое чудо света»
Информ-досье «Заглянем в историю вместе. Своими руками»
В древности люди так удивлялись написанному, что верили: письмо- это дар богов. Но, конечно же, мы можем гордиться собой: письменность была изобретена и совершенствовалась нами, людьми. Этим величайшим изобретением человечества люди пользуются уже больше пяти тысяч лет.
Художники появились намного раньше писателей, потому что людям всегда хотелось нарисовать то, что они увидели или представили себе.По всему миру находят рисунки первобытных мастеров, нанесенные на стены пещер разноцветной глиной, мелом и сажей или выцарапанные на камнях. Еще не умея считать, художник изображал четыре ноги у оленя. Рисуя, он осознавал, чем отличаются животные друг от друга по форме и по цвету. Так рисунок помогал человеку познавать мир. Это своеобразное рисуночное письмо сейчас называют пиктограммами( пиктус от латинского- нарисованный, а грамма- запись).
Рисунки понятны всем. Даже самые простые рисунки могут передавать довольно сложную информацию. Перескажите нарисованные здесь истории. Нарисуйте свою и делитесь в комментариях .
Все мы умеем держать ручку и карандаш в руке, умеем рисовать буквы, человечков, птичек, рыбок и цветочки. Этих умений вполне достаточно, чтобы повторить путь который прошло письмо.
Ученые предполагают, что из тех рисунков, которые первобытные охотники наносили на стены пещер, камни и скалы, произошли самые первые надписи. Первобытные художники изображали не только зверей и самих себя на охоте, но и женщин и детей, встречающих охотников с добычей.
Рисуночное письмо — ПИКТОГРАММА— сохранилось до наших дней, и мы с большим удовольствием используем его в КОМИКСАХ. Комикс — это рассказ в картинках, содержание которого довольно легко понять без надписей. Нарисуйте свою пиктограмму-комикс, или по предложенной сказке
Волк и баран (Русская сказка)
Один раз под горой повстречались волк с бараном.Волк говорит:
— Баран, я тебя съем.
— Ешь, только вот тебе трудно будет меня есть. Давай лучше я полезу на гору, разбегусь и прямо к тебе в рот попаду. А ты меня проглотишь.
Волк согласился. Баран разбежался да как стукнет волка- волк так и перевернулся. А когда опомнился, барана уж не было.
Нарисуйте свой комикс и делитесь в комментариях.
Письмом называют систему графических знаков, которая служит для записи речи. Эти знаки могут быть разными для разных языков. Поэтому мы можем сказать «иероглифическое письмо», или «алфавитное письмо». Чтобы рисунок стал настоящим письмом , нужно, чтобы он превратился в ЗНАК. Когда нужной и интересной информации стало слишком много, людям пришлось упростить рисунки,чтобы быстрее делиться своими знаниями и наблюдениями.
Каждый рисующий-пишущий вносил в письмо что-то новое, и в результате множества таких изменений оно стало словесно- слоговым: некоторые знаки стали представлять слоги, другие остались целыми словами, а некоторые превратились в буквы.
Мы и теперь каждый день пользуемся рисунками-знаками. Например, дорожные знаки- это рисуночные послания, которые рассказывают о том, где пешеход может безопасно перейти дорогу, с какой скоростью разрешено ехать водителю, где повернуть, где отдохнуть, чего опасаться в дороге.
Нарисуйте свой знак, который вы придумали на отдельном листке плотной бумаги размером 10х10см. Соберите все нарисованные вами знаки в конверт-обложку. Тексты, написанные на отдельных листках и собранные в стопку, так и называются: книга-стопа. Такие книги придумали делать из обрезков наши древние предки, когда бумага была дорогой и нужно было ее беречь.
Предлагаем вам сделать конверт-обложку для книги-стопы. Вам понадобятся : бумага, линейка, карандаш, циркуль, ножницы.
В книге «Путешествия Гулливера» Дж. Свифт рассказывает об умниках, которые совсем не хотели произносить слова. Они разговаривали друг с другом, показывая различные предметы. Им пришлось носить огромные мешки, наполненные всевозможными вещами, и даже нанимать для этого слуг. Представьте себе ваш «предметный» ответ на уроке биологии, истории или литературы!
Народы, у которых не было письма, отправляли свои послания в виде набора предметов. Греческий историк Геродот в своем сочинении «История» описал такой случай:
Войска персидского царя Дария долгое время преследовали скифов. Царь скифов в конце концов послал Дарию мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Царь Дарий решил: в знак покорности скифы хотят принести ему в дар свою землю (мышь),воды (лягушка) и небо (птица); они отдают ему свое оружие (стрелы) и больше не будут сопротивляться. Один из его советников сказал, что скифы, наверное, имели в виду , что если персы не улетят в небо, как птицы, или не зароются в землю, как мыши, или не поскачут в болото, как лягушки, то они не вернутся назад, пораженные этими стрелами. Смысл скифского послания открылся лишь по прошествии времени (прав оказался советник скифского царя)
Составьте из предметов послание вашим друзьям, например, какая ваша любимая книга!
Делитесь своими впечатлениями и результатами в комментариях.
Изобретая алфавит. В рисуночном письме каждый рисунок «говорит» целое слово или даже что- то похожее на целую фразу. Например, дорожный знак с вилкой и ножом в сине-белой рамке: этот рисунок говорит не только о том, что впереди у дороги может стоять скульптура «Ножик и вилка», но и представляет целое предложение: «Здесь вас могут накормить».
Однако довольно трудно передать картинками такое: «шептать», «сонный», «тепло», » мой верный товарищ», » как будто со мною задумал одно» и многое-многое другое. Придумайте сами такие слова, которые было бы невозможно нарисовать. Таких слов много, и для некоторых из них уже придуманы специальные знаки. Особенно много таких знаков в математике: > «больше», < «меньше», + «прибавить», — «вычесть» и т.д.
Как же удалось выйти из этого трудного положения? Помогло что-то очень похожее на детскую игру ребус. Слово РЕБУС — это сокращение от латинской фразы «non verbis sed rebus» — «не словами, а вещами». Принципом ребуса для изображения речи придумали пользоваться примерно пять тысяч лет назад.
Разгадайте ребусы. Придумайте свои. Делитесь результатами в комментариях.
Словесные игры художников. АКРОФОН.
Отгадайте слово зашифрованное в рисунке выше. Такой способ чтения — по первым буквам названия предмета — называется акрофоном. Принцип акрофонии положен в основу создания алфавита — буквенного письма, которым мы пользуемся и сейчас. Похоже, создатели букв любили играть в слова, и это оказалось очень полезным!
Напишите фразу из стихотворения К. Чуковского : «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот- задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике», — используя акрофонический принцип, и начните создавать вой собственный алфавит. Предложите написать рисунками это же стихотворение другу или бабушке, и вы увидите какими разными будут результаты.
Книга-бумажник своими руками. Сделайте специальное хранилище для нарисованных вами акрофонов и алфавита. Сложите лист бумаги так, как показано на рисунке. Аккуратно склейте боковые части. Украсьте лицевую сторону. Делитесь результатами в комментариях.
Жители Древней Руси часто писали и рисовали на стенах церквей. Как и за современные граффити на стенах, тогда озорников за это тоже ругали. А теперь ученые разыскивают эти древние надписи и изучают по ним историю языка и письменности
В ХIV веке кто-то процарапал странные надписи на стене церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. Прочитайте , куда и зачем собрался житель древнего Новгорода:
ПЙУАОРМОЛР К
ОД З ББО ВЗЕЕИ
Такой способ секретного письма называется «штакетник»: буквы как будто написаны на палках забора.
Прочитайте еще одну надпись ХIV века на стене церкви Федора Стратилата на Ручью. К кому обращается неизвестный новгородец?
ООЫВЩНИИКОЯТСОПЯСВ
ПП СЯ Е НКУЛНЙЕ ЬТ ЬНТА
Зашифруйте поговорки «штакетником» так, как это делали древние новгородцы. Например, ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Делитесь результатами в комментариях.
Те из вас, кто живет в больших городах и ездит на метро, уже усвоили, конечно, способ чтения зашифрованных надписей на стенах и окнах вагонов. А при чем же здесь метро? При езде в тоннелях в темных оконных стеклах, как в зеркалах, хорошо видны все надписи и рекламы на стенах вагона, и их легко научиться читать в отражениях. Таким способом шифровки пользовался итальянский художник, изобретатель, архитектор и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519). Если он хотел сохранить в секрете свои сочинения, то писал слова в зеркальном отражении. Если там, где вы живете, нет метро, то автобус-то точно найдется: читайте все надписи на стеклах с обратной стороны, и вы научитесь расшифровывать, а потом и зашифровывать слова кодом Леонардо да Винчи.
За триста лет до Леонардо да Винчи неизвестный новгородец написал на бересте слова, свернул бересту в маленький свиток и носил его на шее как оберег от несчастий. От этого оберега сохранился только небольшой фрагмент текста. Ученые разгадали этот текст. Это часть одного из библейских псалмов древнееврейского поэта, пастуха и царя по имени Давид. Тот, кто написал этот текст на кусочке бересты,хотел увеличить магическую силу амулета, поэтому и воспользовался зеркальным изображением слов.На современный русский язык этот отрывок переводится так (см.на фото):
Отгадайте загадку: ВЧЕРА БЫЛО, СЕГОДНЯ ЕСТЬ, И ЗАВТРА БУДЕТ. Ответ напишите в зеркальном отражении.
Придумайте свою загадку и зашифруйте ее.
Делитесь результатами в комментариях.
Древние люди выкладывали лабиринты на земле и рисовали их на камнях. Постройку лабиринтов исследователи связывают с культом мертвых, считая эти запутанные дорожки изображением извилистого и трудного пути в потусторонний мир. А может быть, просто люди всегда любили загадки и головоломки?
Около 30 лабиринтов, выложенных из небольших валунов, есть на Белом море, на Соловецких островах. Один из них интересен тем, что в нем можно добраться до центра, а потом, не возвращаясь, выбраться из него.
Давайте и мы сделаем лабиринт, только непростой, КНИГУ-Лабиринт своими руками. Для этого нам понадобятся терпение и внимание, а также один квадратный лист бумаги.
Разделите квадратный лист бумаги на 9 квадратов. В каждом квадрате напишите зашифрованную загадку и нарисуйте иллюстрацию. Разрежьте лист по сплошной жирной черте. Сложите лист так: «горб»-линия сгиба выгнута на вас, «канава»- от вас.Начало книги- ее название и имя автора (ваше)- расположите в квадрате 1. Конец книги окажется на обороте квадрата 9. А что произойдет с остальными квадратиками…Этот секрет вам придется разгадать самим!
Делитесь результатами в комментариях.
Книжка-гармошка своими руками.
Такую книжку можно читать и рассматривать всю сразу, а можно- переворачивая страницы. Вам понадобятся: Лист белой или цветной бумаги, ножницы, клей, кисточка для клея.
Возьмите белый или цветной лист бумаги. Отрежьте от него полоски шириной 3 сантиметра. На каждой полоске проведите среднюю линию. Отмерьте полоски по высоте ваших рисунков. Намажьте одну полоску клеем и приклейте к ней два первых рисунка, отступая от середины примерно по 2 миллиметра. Это нужно для того, чтобы складывать гармошку было легче. Приклейте третий и четвертый рисунок лист на следующую полоску. Приклейте попарно остальные листы на полоски. Соедините пары листов в одну длинную полосу. Сложите каждую половину по страницам, выравнивая их края. Гармошка готова.
Для лучшей сохранности вашей книги сделайте для нее твердую обложку. Для обложки вам понадобятся: картон, ножницы, клей, кисточка для клея, пресс- например, тяжелые книги.
Отрежьте два куска картона немного больше, чем ваша гармошка, — примерно на 0,5 см шире по каждой стороне. Намажьте клеем первую сторону гармошки и положите книжный блок гармошки ровно на середину первой картонки. Приклейте гармошку к обложке. Положите на несколько минут под пресс. Намажьте клеем вторую сторону гармошки и приклейте вторую картонку к гармошке так, чтобы она точно совпала с первой картонкой. Положите книжку под пресс и оставьте ее там, пока не высохнет клей. Книга готова.
Попробуйте сделать КНИГУ-ГАРМОШКУ своими руками .Делитесь результатами в комментариях.
Источник: Прудовская С.Н. История букв своими руками.
Литературный гид «Самые главные вопросы о слове»
Людям всегда было интересно — КАК НАЧАЛАСЬ ПИСЬМЕННОСТЬ?
АЛФАВИТ — одно из полезных приобретений цивилизации. Нет сомнений в том, что его колыбелью была территория между Египтом, где пользовались иероглифами, и Вавилоном, где в ходу была клинопись.
СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ же стала главным даром Византии. Существует гипотеза о том, что у славян существовала не дошедшая до нас дохристианская письменность, некие рисунчатые знаки для письма и счета, так называемые черты и резы. И все же историю отечественной письменности справедливо начинать с 863 года, когда греки из города Солуни Кирилл и Мефодий пришли сюда проповедовать христианство. Чтобы сделать Святое Писание доступным для новообращенных, они создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык некоторые богослужебные книги.
Алфавит родился сразу в двух вариантах — глаголицы и кириллицы. Постепенно более сложная в написании глаголица была вытеснена кириллицей, которая и легла в основу современных систем письменности: русской, болгарской, сербской.
ИНТЕРЕСНО? Это мы узнали из книг и собрали их в одном месте. Читайте и удивляйтесь — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГИД
Друзья! Мы познакомились с вами с историей праздника День православной книги, совершили путешествие в мир книги и научились своими руками создавать книгу. Мудрые и полезные книги ждут вас в нашей библиотеки. До встречи!