Библиоинформина «Поют светло Христос Воскресе!»
Воскресение Христово такой великий и большой праздник, что Церковь отмечает его целую неделю. А отдание праздника, то есть последний день, когда пасхальные песнопения звучат на богослужении, происходит только через 40 дней после ее наступления, в среду шестой недели после Пасхи.
Выставка-ориентир «Светлое Христово воскресение»
Выставка-ориентир «Светлое Христово воскресение» предлагает узнать историю праздника, о том, как праздновали Пасху в старые времена, как подготовиться к празднику, какие блюда приготовить. Тема Пасхи, главного христианского праздника, не могла не отразиться в творчестве русских писателей.
Говоря о пасхальных традициях в русской литературе, нельзя не вспомнить о «Запечатленном ангеле» Н. Лескова. И. Шмелёв в повести «Лето Господне» показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи.
А. П. Чехов написал рассказ о бестолковой обывательской жизни в Прощеное воскресение («Накануне поста»), в рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди, пробуждается живое и трогательное христианское чувство в душе ребенка. В рассказе «Студент» вспоминают о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. В этих чеховских рассказах выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.
А. Куприн тоже написал немало рассказов на пасхальную тему: «Инна», «Святая ложь», «Бонза», «Пасхальные яйца». Прочитайте на Светлой неделе и рассказы Тэффи: «Пасхальный рассказ», «Кишмиш» «Светлый праздник», «Семья разговляется», «Пасхальное дитя» — их можно читать вслух в семейном кругу. Рассказы Аркадия Аверченко «Дебютанты (Пасхальный рассказ)» и «Пасхальные советы» тоже относятся к пасхальным.
Пасха нашла отражение и в творчестве таких поэтов, как А. Майков «Христос Воскрес!», С. Есенин «Пасхальный благовест», К. Бальмонт «Вербы», И. Северянин «Пасха в Петербурге»…
Вот такие они разные – пасхальные мотивы у наших классиков – светлые, грустные, поучительные и заставляющие задуматься о жизни.
Ждем вас в библиотеках города!
Беседа «Поют светло Христос Воскресе»
Позади осталось Вербное воскресенье, когда в церквях освящали вербу с первыми «барашками». Прошел Чистый четверг, когда в избе все мылось и скоблилось, а хозяйки заготавливали впрок четверговую соль. И Страстная пятница, день самого строгого поста, в который даже младенцев отлучали от груди, тоже закончилась. В Красильную субботу Русь деревенская красила яйца, и, наконец, в ночь с субботы на воскресенье, после всенощной, наступала долгожданная Пасха. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Мастер-класс — объемная открытка «Со Светлой Пасхой»
Друзья! Предлагаем с удовольствием провести время в кругу семьи.
Для вас мастер-класс — объемная открытка «Со Светлой Пасхой»!
Вам понадобятся:
- цветной картон,
- цветные карандаши,
- клей
- ножницы.
Литературный цитатник «Пасхальная традиция»
А.И.Солженицын «Пасхальный крестный ход»
Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Пасхальный крестный ход» написан на Пасху Христову тысяча девятьсот шестьдесят шестого года. Здесь Солженицын выдвигает немаловажную проблему в Советской безбожной России: полное духовное растление молодежи, прошедшей школу атеизма, когда нравственно-религиозный уровень всего русского народа, его жизнь в отрыве от Церкви и Бога ясно предстает перед нашими глазами. Солженицын писал с болью в сердце о страдании России, о страдании Церкви нашей, имея тайную надежду на торжество и победу справедливости.
«…какая цветная фотография отберет нам со смыслом нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей переделкинской церкви через полвека после революции. […] А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них. Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.
Так начинается подлинный крестный ход!»
А. Куприн «Пасхальные колокола»
Особенно вкусно описал праздничный стол Александр Куприн в рассказе «Пасхальные колокола»: «Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!»
Благодаря шафрану кулич становится невероятно пряным и ароматным. Нам понадобятся:
250 мл молока
50–60 г свежих дрожжей
150 г сахара
2 ч. л. ванильного сахара
5 желтков
1/3 ч. л. молотого шафрана, если любите пряности, можно положить пол-ложки
200 г сливочного масла
650–700 г муки
50 г изюма
50 г миндаля
50 г цукатов
100 мл коньяка или рома
Смешать в одной емкости цукаты, миндаль и изюм. Залить коньяком или ромом и оставить на шесть часов. Слегка подогреть молоко, всыпать в него дрожжи, перемешать. Добавить чайную ложку сахара и снова перемешать. Добавить стакан муки. Перемешать и поставить в теплое место подходить. Опара должна увеличиться вдвое (на это потребуется около 30 минут).
Отделить желтки от белков, растереть с сахаром и ванильным сахаром. Должна получиться плотная пена. Добавить растертые с сахаром желтки в опару.
Залить 3 ст. ложками горячей воды шафран и дать получившейся смеси остыть в течение 10–15 мин. Влить шафран в опару. Добавить в опару размельченное масло. Добавить в получившуюся смесь муку. Вмешивать муку порциями. Замесить тесто, оно не должно прилипать к рукам.
Поставить тесто в теплое место. Оно должно хорошо подняться, на это уйдет не менее часа.
Добавить залитые ранее коньяком или ромом изюм, миндаль и цукаты в тесто.
Дать тесту еще раз подняться в теплом месте.
Форму диаметром 17 см смазать маслом, выложить тесто на 1/3 высоты формы и поставить форму в теплое место. Дать тесту подняться в форме.
Поставить форму в разогретую до 180 градусов духовку, выпекать в течение 35–40 минут. Если верх кулича будет подгорать, то его можно накрыть фольгой.
Готовый кулич украсить глазурью или белковым кремом.
18 Пасхальных историй : [сборник].- Москва: Издательство АСТ,2016.-320с
«Кулинарная книга Софьи Андреевны Толстой.Обед для Льва»
Готовиться к праздничной трапезе на Пасху всегда начинали заранее. Заблаговременно запасали многие продукты: в дореволюционных кулинарных книгах советовали при резке скота оставлять для Пасхи «самую красивую голову кабана». В газетах и книгах печатались объявления — где можно купить краску и особую бумагу, чтобы покрасить яйца. В день Пасхи стол накрывали белой скатертью, украшали блюдом с пророщенной пшеницей, живыми или бумажными цветами, веточками вербы. В центре размещали традиционные пасхальные блюда — творожную пасху, куличи, крашеные яйца. Именно с них и начиналось разговление после ночной службы.
Семейные традиции в Ясной Поляне охраняла Софья Андреевна Толстая. Ее «Кулинарная книга» тому подтверждение. Толстая собрала рецепты 162 блюд, которыми питалась вся большая семья. Записывали кулинарные рецепты два человека — сама Софья Андреевна и ее младший брат Степан Андреевич Берс. У вас есть уникальная возможность узнать, что готовили в семье Толстых (на Пасху в том числе), и попробовать угостить этими блюдами своих родных, друзей и гостей.
Кулинарная книга Софьи Андреевны Толстой.Обед для Льва.- Москва: Центрполиграф,2017.-191с.