Традиции казаков

Литературный гид «Традиции казаков»

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

П.З.Фролов

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Основу всей народной традиционной культуры составляют обряды и обычаи. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика.

Соблюдение казаками религиозной веры и традиций являлось обязательным условием принятия в казачье братство.

Предлагаем вашему вниманию литературную подборку о быте, обычаях, обрядах и праздниках донских казаков.

Федор Крюков. На Дону. В родных местах.

Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), русский писатель, одним из первых в дореволюционной русской литературе дал правдивые и красочные картины жизни донского казачества. Его произведения пронизаны искренней любовью к родным местам у «речки лазоревой» Медведицы и «старого седого» Дона, природе родного края и его жителям.

Писатель достоверно, ярко показывает казачий быт, сочную и живую казачью речь, сочетая простоту стиля с добродушным юмором и раскры­вая почти неизвестные стороны жизненного уклада Области Войска Донского в начале XX века.

    С утра на улице замечалась необычная суета и волнение. Проехали верхами, с песнями, молодые казаки — станичные и хуторские, — и все уж знали: едут встречать служивых. Ходили и собирались кучками нарядные бабы и девчата. Стаями, как озабоченные воробьи, носились ребятишки — за станицу и обратно в улицы. Старики выносили большие бутыли из винной лавки, и когда, нежно прижимая к груди, они несли их по улицам, солнце весело играло на стекле, и плеск прозрачной звенящей влаги радовал глаз и слух.

    Чувствовалась та лихорадка ожидания, которая захватывает и заражает не только людей близких, заинтересованных, но и постороннего зрителя, точно и ему предстоит вот-вот увидеть что-то долгожданное, необычное, дорогое, и важное не упустить первый, самый значительный момент этого предстоящего…

Борис Алмазов. Казачий домострой.

«Домострой», впервые составленный при Иване Грозном, стал огромным культурным достижением России, поскольку в нем закреплялись и регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками, традиционные отношения в семье. Под руководством Церкви из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту. Не случайно «Домострой» как главная книга для семейного пользования, дожил в России до ХХ века. Предлагаем совершить путешествие в прошлое казачества, познакомиться с традициями и укладом наших предков. У них есть чему поучиться: как создать крепкую семью, вести хозяйство, воспитывать детей и отмечать праздники.

    Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все….

    И петь учили. Учили прежде всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой. В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Фактически, музыкантами были все.

Г.Д. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.

В книге Г.Д. Астапенко, краеведа, члена Союза журналистов России, на основе исторической литературы и архивных материалов, опроса старожилов станицы Старочеркасской, уже ушедших из жизни, рассказывается о быте, обычаях и праздниках донских казаков XVII-XX вв. В книге вы найдете главы, рассказывающие о казаках — земледельцах, рыболовах, виноградарях, огородниках. Отдельные главы посвящены воспитанию детей и юношей в казачьих семьях, увеселениям и забавам донцов, донской казачьей песне, одежде, трапезе, празднованию в среде донских казаков Пасхи, Масленицы, Троицы.

    К числу любимых зрелищ донских казаков относился и народный театр. В XIX в. редко какая ярмарка, свадьба и другие общенародные гуляния обходились без показа народной драмы, фарса или кукольного представления… Отличие народного театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто и сами зрители становились участниками спектаклей…Исполнители народных драм должны были говорить очень громко, почти кричать. От них требовались размашистые, резкие движения, ярко выражающие переживания действующих лиц. То, что зритель мог не услышать, он должен был увидеть.

П.З.Фролов. Казачья доля.

В этой книге, написанной председателем Совета стариков Кубанского казачьего войска казачьим полковником П.З. Фроловым, рассказывается о происхождении казачества как отдельного народа, последующем юридическом закреплении его в качестве военно- служилого сословия, попытках его уничтожения и возрождения в постсоветской России. Особое внимание в работе уделяется освещению обычаев, нравов и традиций казачества.

    Чрезвычайно строго в казачьей среде наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много, одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа и далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получится своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

    1. Уважительное отношение к старшим.

    2. Безмерное почитание гостя.

    3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Марина Рыблова. Календарные праздники донских казаков.

Издание представляет собой первый в отечественной историографии опыт полной реконструкции и анализа календарной обрядности донских казаков в широком хронологическом диапозоне — с начала XVIII до начала ХХ в., основанный на архивных, газетных и полевых этнографических материалах.

Календарная обрядность вписана в мировоззренческую систему донских казаков и в контекст общерусской традиции. В монографии показано, как тесно переплетались в календарной обрядности казаков древние языческие, архаичные воинские и православные традиции, выявлены роль и функции отдельных половозрастных групп казачьей общины в организации и проведении праздников календарного года.

    На основе обильной плодами труда, сытой, полнокровной жизни… пышно расцветал военно-патриархальный общественный уклад казаков. Множество религиозных праздников. Обилие праздников царских, которым придавался здесь особо торжественный, политический характер и которые проводились со всякими церемониями и богослужениями на площади. Пасха, Рождество, Крещение, Спасы…Царские дни…Поднятие хоругвей, торжественные звоны колоколов. Водосвятие…Невероятная парадность.Флаги…

А.П.Кашкаров. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака).

Эта книга о казачьих обрядах, традициях, культуре, о вековых устоях, которые чтили наши предки и к которым сегодня современники проявляют «неизбывный» интерес. На протяжении веков казаки являлись опорой православия, защищали интересы России как внутри страны, так и за рубежом. Знаменитый казак Матвей Иванович Платов получил графское достоинство именно за боевые подвиги во славу Отечества. Расхожее выражение — «казаки дважды не присягают», несмотря на «казачью вольницу», актуально сегодня, как никогда. История казачества богата бесценными традициями. После вступления в силу Закона «О казачестве», регламентирующего правила приема и службы, огромный пласт населения вступает в казачьи общества. организующиеся по всей стране, совершенствует свое тело и дух в соответствии с казачьим СПАСом и здравами.

В структурированной книге описаны особенности казачьего оружия, приемы обращения с ним конного и пешего казака, рассмотрены обязательные атрибуты казачьей одежды.

Автор сделал невозможное возможным: собрал по крупицам, систематизировал и представил читателю казачьи традиции и обряды, осветил актуальные вопросы вступления в казачьи общества, обучения, совершенствования и продвижения по службе, которыми интересуется молодежь. Чтобы изменить ситуацию с недостатком востребованной информации, подъесаул хуторского казачьего общества «Хутор Преображенский» составил эту книгу, где кроме многих практически полезных сведений приведены рецепты традиционных казачьих блюд.

    С детства будущему казаку готовили «справу», которая имела и имеет свой особый священный смысл. «Казак обязан быть справен», гласит народная поговорка. И это не только постоянная боевая готовность ( конь, оружие, обмундирование в широком смысле), но и вера православная, ясность души, верность слову, физическое здоровье, опрятность.

Б.А.Алмазов. Казаки.

Эту книгу можно читать с любого места, потому что каждый разворот посвящен какой- нибудь одной теме, например: женский костюм, воспитание мальчика, воспитание девочки, казачий курень и т.д.

В книге есть схемы и карты, поэтому хорошо бы при чтении иметь современные карты или хотя бы туристические схемы, чтобы можно было сравнить исторический рассказ с тем, что существует в описываемых местах сейчас.

В конце книги вы найдете большой календарь памятных дат и обширный справочный материал.

Надеемся, что книга не только расскажет вам много нового, но и разбудит интерес к вашей собственной родословной, которая, мы уверены, не уступает истории казаков…

    Так, бравый нижнедонской казак в 1910 году говорил: «Усиво покарбовали. Она тибе кастричить будить. Рахуба б иво взила. Анчибал. Ни хади по мастам — тольки сто побанила. У ниво грызь. Не дратуй ба иво», что означало : «Нарезали рыбы для засолки. Она тебя ругать будет. Болезнь бы тебя взяла. Черт. Не ходи по полу — только помыла. У него грыжа. Не дразни его». Так говорили на Дону во времена Степана Разина. А как известно, диалекты и акцент — это тени языков, существовавших в народе прежде.

Ждем Вас в библиотеках города! Читайте с нами!