В стране веселого детства с Агнией Барто

Литературный автограф «В стране веселого детства с Агнией Барто» в рамках проекта «Литературный туризм»: Российский тур. «Ростов. Барто.115»

Литературное досье «В стране веселого детства с Агнией Барто»

Сегодня мы собрались по очень интересному поводу. Дело в том, что у одной нашей очень хорошей знакомой день рождения! Это детская писательница Агния Львовна Барто. А  как вы думаете, почему я сказала: у одной нашей очень хорошей знакомой день рождения! Ведь Агния Львовна жила   115 лет назад и никто из нас лично с ней незнаком?

Дело в том, нет ни одного человека в нашей стране, которому не было бы знакомо это имя. Агния Львовна жила по такому закону: «Если хочешь быть любимым – люби сам!». Она любила детвору, писала для ребят весёлые стихи. Каждая встреча с ней, каждая книга приносила радость, каждая рассказывала о чём-то важном и необходимом.

Вот что писала Агния Львовна о своём детстве: «Родилась я в Москве, в 1906 году, здесь училась и выросла. Пожалуй, первое впечатление моего детства – высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой. …Очень дороги мне воспоминания об отце. Мой отец, Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, увлекался своей работой, в молодости несколько лет работал в Сибири. И сейчас слышу голос отца, читающего мне, маленькой, басни Крылова. Он очень любил Крылова и знал наизусть почти все его басни. Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по книжке Льва Толстого, с крупным шрифтом. Толстым отец восхищался всю жизнь, без конца перечитывал его. Родные шутили, что, едва мне исполнился год, отец подарил мне книжку «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам». Ну что ж, поэтам положено писать о любви, и я сполна отдала дань этой теме, когда мне было лет одиннадцать. Правда, уже и тогда влюбленных маркиз, и пажей, населявших мои тетради, оттесняли эпиграммы на учителей и подруг».

Будущая поэтесса училась в престижной гимназии и одновременно в балетной школе родной тёти будущего мужа Павла, знаменитой Лидии Ричардовны Нелидовой. Брала уроки французского и немецкого языков. Затем поступила в хореографическое училище – ведь очень любила танцевать.

Юность пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. В 1924 г. Агния окончила хореографическое училище и была принята в балетную труппу. Но труппа в полном составе эмигрировала из советской России. Барто, оставшись по настоянию отца в Москве, вынуждена была сменить профессию.

Барто посчастливилось присутствовать на празднике детской книги  – перед юными читателями выступил её кумир В.В. Маяковский. На «Книжкин день» в Сокольниках было приглашено много поэтов, из «взрослых» приехал он один. Тогда Владимир Владимирович сказал ей и двум другим молодым поэтессам про детей в зале: «Вот это аудитория! Для них надо писать!». Случайная встреча с революционным поэтом для неё многое прояснила.

В 1925 г., когда А. Барто исполнилось 19 лет, она принесла в Госиздат свои стихи. Весёлые стихи получили самую высокую оценку редактора, и он обещал их выпустить отдельной книжкой –«Китайчонок Ван Ли».

Агния Барто ходила учиться у лучших: сначала у К.И. Чуковского, потом у С.Я Маршака. Невероятная популярность пришла к Агнии Барто в 1936 г., сразу после публикации цикла стихов для маленьких читателей «Игрушки».

В целом судьба Агнии Барто в СССР сложилась более чем счастливо. Она много путешествовала в составе советских делегаций. Была «лицом»любой делегации:умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала.

Беседа «Найти человека» с Агнией Барто

Важная веха в жизни известной поэтессы случилась с началом войны. Муж Агнии Львовны Андрей Щегляев был известнейшим инженером, специалистом по паровым турбинам и его направили работать в Свердловск. Вместе с ним на Урал поехала и семья. И здесь писательница не осталась без работы. Она продолжала писать стихи, выступала в госпиталях, в школах, на радио. Вечерами она садилась сочинять стихотворения о детях, которые, заменив взрослых, работали на оборонных заводах. Но ей казалось, что строчки получаются какими-то фальшивыми. Сомнениями Барто однажды поделилась со своим новым уральским другом – писателем Павлом Бажовым.

«А вы пройдите с мальчишками весь их путь в училище и на заводе до того момента, когда они получат разряд», –предложил сказочник.

Так Барто стала заводской работницей. «Ребята недолго чуждались меня, привыкали к моему присутствию, – писала Агния Львовна в своём дневнике. – Некоторым из них нравилось меня обучать – я была явно отстающей. Но меня это не расстраивало, ведь я стремилась не столько овладеть профессией токаря, сколько понять, какими должны быть герои моих будущих стихов».

В любом случае, поэтессе удалось освоить ремесло. Уже через два месяца она знала наизусть все узлы и детали токарного станка, делала его наладку, обрабатывала всевозможные металлические детали. Кстати, за свои умения даже получила второй токарский разряд. Когда бригадир обрадовал Агнию этой новостью, она прочитала прямо в цехе свои новые стихи:

«Приехал издалёка я,

Приехал я с войны…

Теперь учусь на токаря,

Нам токари нужны.

Теперь стою я

За станком

И вспоминаю мать,

Она звала меня

Сынком

И тёплым,

Клетчатым платком

Любила укрывать…».

В годы войны Агния Львовна упорно добивалась командировки на фронт. Помог в этом Александр Фадеев, которого убедили слова:

«Может, и мои стихи пригодятся? Солдаты вспомнят своих детей, а кто помоложе – своё детство».

С трудом получив разрешение в 1942 г., она провела на передовой Западного фронта в качестве корреспондента «Комсомольской правды» двадцать два дня. Читала детские стихи солдатам – те слушали порой со слезами на глазах, ведь эти самые стихи они недавно читали своим малышам. В тяжёлое для страны время она много выступала по радио в Москве и в Свердловске, печатала военные стихи, статьи, очерки в газетах. В 1943 г. написала долгожданное произведение «Идёт ученик». Среди сборников военных лет – «Подростки (1943), поэма «Никита» (1945).

После войны Агния Барто часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 г. была опубликована поэма «Звенигород» – рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Поэму Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. Как-то после выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины из Караганды, потерявшей свою восьмилетнюю дочь во время войны. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с её дочерью. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Агнии Львовне начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.

В 1965 г. радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Найти человека», которая заняла важное место в послевоенной деятельности Барто. Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был её изобретением – такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания.

«Ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, – писала Агния Львовна. – Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?».

Этой работе поэтесса посвятила девять лет жизни. Сама Агния Львовна шутила, что успех такой работы заключён в формуле: «поэзия + милиция + Красный Крест». Ей удалось соединить 927 разрушенных войной семей. Из полученных писем, личных дневников, записных книжек разных лет, своих воспоминаний и раздумий ею была составлена интереснейшая книга – «Найти человека».

В 1974 году, после того, как передача перестала выходить в эфир, Агния Львовна напишет:

«С трудом привыкаю к тому, что 13 число каждого месяца теперь день для меня обычный. В течение почти девяти лет он был для меня днём особенным… И хотя поиски – почти девять лет – подчиняли себе мои мысли, всё моё время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное».

Цитатник «Читая Агнию Барто»

Детская тоска по родной семье остаётся в душе человека навсегда.
Писатель и художник в книге для детей всегда рядом.
О горе и радости люди находят собственные слова, пускай и не всегда отвечающие всем правилам синтаксиса и грамматики.
Хочется сказать всем женщинам – берегите мир, и жизнь будет без горьких материнских слёз.
Не все переживания надо обязательно обсуждать вслух, можно что-то оставить и для себя.
А ведь и в самом деле страшно: быть уверенным, что ты окружён людьми, и неожиданно обнаружить, что вокруг тебя пустота.
Пути развития детской книги –одна из самых важных и гуманных проблем духовного роста человека.
Коллектив связан не только служебными, но и душевными отношениями.
Если по законам зла преступника тянет на место преступления, то, вероятно, по законам добра человека, рисковавшего своей жизнью ради другого, влечёт к тому, кого он спас.
Всё-таки самый искренний разговор —это разговор с самим собой.
Ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь.
Справедливо некоторые врачи считают, что, если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.

Сердобольная мама уверена, что, охраняя сына от переживаний, она бережёт его детство, а на самом деле она обедняет его душу.
Дорожить миром детства – значит оберегать его от рассудочности, равнодушия, а мы иногда сберегаем детей от другого: от вздохов сочувствия, от малейшего душевного волнения.
Детям нужна вся гамма чувств, рождающая человечность.
Время летит удивительно быстро:
Старятся кошки, взрослеют котята.
Так это сядешь и поразмыслишь:
Всё это–правильно, но непонятно.
Есть такие люди – им всё подай на блюде.

Видеопрочтение — А.Барто «Грузовик»

Видеопрочтение — А. Барто «Мячик»

Видеопрочтение — А. Барто «Самолет»

Видеопрочтение — А. Барто «Мишка»

Видеопрочтение — А. Барто «Зайка»

Видеопрочтение — А. Барто «Я расту»

Читайте книги Агнии Барто в библиотеках города!