ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ВМЕСТЕ К ПУШКИНУ»
Александр Сергеевич оставил после себя богатейшее литературное наследие, изучаемое с начальных классов школы. Благодаря лёгкости, с которой Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, сказки и эпиграммы, они легко запоминаются. Каждое четверостишье пронизано эмоциями. Где-то это любовь, где-то насмешка, где-то печаль, или тихая грусть. Как и все гении, Пушкин умел объяснить необъяснимое и словами выразить то, о чём люди только смутно догадываются.
Давайте же вспомним самые известные произведения Пушкина.
Сказки Пушкина можно назвать лидерами популярности. Трудно найти человека, который не знал бы сказки «О рыбаке и рыбке», «О попе и его работнике Балде», «О царе Салтане». С этими сказками выросло не одно поколение россиян. Кому-то их читали родители, кто-то сам учился читать по этим сказкам, а кто-то помнит их по мультипликациям.
Разговор о самых известных произведениях следует начинать с романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831). Произведение было завершено в 1831 году. Оно было самым обсуждаемым из всех произведений Пушкина еще в XIX веке. И самым критикуемым. На это произведение П.И. Чайковский написал одноименную оперу.
Историческая трагедия «Борис Годунов» (1825) была написана после прочтения Пушкиным «Истории Государства Российского» Н. Карамзина. Одним из первых слушателей трагедии «Борис Годунов» стал император Николай I. Пушкин сам читал ему избранные отрывки из этого произведения. В 1869 году по трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера. И трагедия, и опера до сих пор составляют и культурное наследие русского музыкального и драматического театров. Эти произведения ставятся на лучших сценических площадках России.
Знаменитая мистическая повесть «Пиковая дама»(1830) актуальна и в наши дни. Ведь азарт, алчность, желание достичь своих целей любыми средствами неистребимы в человеке. Тема игры, талантливо подхваченная и осмысленная Ф. Достоевским в повести «Игрок», разработана великим Пушкиным как судьбоносная фатальность, а ставшее афоризмом выражение «Тройка, семерка, туз» — символом судьбы, которую невозможно обмануть
.
По этому произведению Чайковским была написана опера. Повесть неоднократно экранизировалась. Последняя экранизация этого произведения датирована 2016 годом. «Пиковая дама» почти сразу после написания была переведена на французский язык известным новеллистом XIX века — Проспером Мериме.
«Повести Белкина» В 1830 году Россию охватила вспышка холеры. Дорога к Москве была перекрыта из-за карантина, и Александр Сергеевич Пушкин оказался в вынужденном затворничестве в имении Большое Болдино. «Болдинская осень» войдёт в историю как самый продуктивный творческий период писателя. За три месяца он создал около пятидесяти произведений, в том числе и знаменитые «Повести Белкина». Среди несметного числа художников, иллюстрировавших цикл повестей, особое место занимают акварели Владимира Алексеевича Милашевского.
Роман «Дубровский» (1833). Неоконченное произведение Пушкина о благородном разбойнике Дубровском и об их любви с Марией Троекуровой. Сюжет основан на реальных событиях. Своему названию роман обязан первому издателю. У Пушкина вместо названия стояла дата, когда он начал писать роман — 21 октября 1832 года. Анна Ахматова считала это произведением самым неудачным, написанным ради денег и похожему на «бульварные романы» того времени. «Кавказский пленник» (1820-1821) – первая из южных романтических поэм, написанная в байроновском стиле.
Роман «Капитанская дочка» (1836) — одно из важнейших произведений русской классики, провозгласившей главным жизненным принципом поговорку «Береги честь с молоду». Н. Гоголь восторженно отозвался о «Капитанской дочке»: «Решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».
«Маленькие трагедии». Этот небольшой цикл, состоящий всего из четырёх произведений, является ярким показателем отношения Пушкина к театру. Идея каждой пьесы заключается в изобличении низменных, слабых сторон человеческой души, пороков, разлагающих человеческую личность. Скупость и алчность, сладострастие и гордыня, зависть и самонадеянность, безотчетный слепой страх перед судьбой – вот камни, висящие на шеях пушкинских героев.