Восьмое чудо света

Наверняка вам всем известно словосочетание «семь чудес света».  Когда-то давно писатели и  философы  Древней Греции составляли такие списки: семь мудрецов, семь самых лучших анекдотов, семь чудес света. Число 7 считалось священным и посвящалось богу Аполлону – покровителю искусств и покровителю муз. Перечень таких чудес неоднократно менялся. Но понятие «семь чудес» так и осталось в культуре.

А что же такое восьмое чудо?  На это нет однозначного ответа, с 19-го века люди предлагали новые чудеса или привлекали внимание к месту, называя его «восьмым чудом света».

Восьмым чудом света уверенно можно назвать книгу. Книгу как уникальный источник знаний, как средство передачи информации сквозь время и расстояния.

Знаменитый писатель XX века Айзек Азимов однажды сказал, что нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. И перечислил её характеристики:

  • первое: доступность — пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
  • второе: портативность — для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;
  • третье: надежность — информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

И конечно же в этих характеристиках легко угадывается описание книги. И ведь верно, для того чтобы получить информацию из книги достаточно уметь читать, не более того; дополнительные электронные устройства для чтения  обычной бумажной печатной книги не требуются; и третья, важная характеристика – информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

История книги как источника информации тесно связана с появлением письма, с развитием литературы, с техническим прогрессом человечества, с политическими процессами. Сегодня мы с вами остановимся  на моменте появления  книг в Древней Руси.

Есть такое распространенное заблуждение – в Древней Руси мало было образованных людей, якобы читать и писать могли только князья, священники и некоторые высокопоставленные государственные мужи. Однако это не так. Грамотность в Древней Руси была необходима не только в церковном богослужении, но также в торговле и хозяйственных делах. О распространении грамотности, но не просвещения и образования, свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде А.В. Арциховским в 1951 году.

В Древней Руси писали на  бересте. Вырезали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились ее хорошо обрабатывать, стали делать книги. Берестяные грамоты как исторический источник дают интереснейшие сведения о средневековой хозяйственной культуре, о системе управления, правовых нормах и бытовых сторонах жизни восточных славян. Многие добрые русичи, как только выучились «по письменному», стали сразу же писать на стенах церквей. Их надписи совершенно различного содержания. Здесь и просьбы к Господу Богу о помощи, и хозяйственные расписки, и «увековечивания» самого себя, посетившего храм, и насмехательства над знакомыми, и карикатуры.

Технический прогресс не стоял на месте, и вскоре книги начали писать на пергаменте, а еще позже, когда бумага получила большее распространение, то на ней. Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте — кожаная книга, созданная с октября 1056 по май 1057 г. Написано евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев.

Второй точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава 1073 года. Над этой книгой начали работать еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, который в 1073 г. стал Великим князем. Это одна из самых больших по объему древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Оригиналом Изборника Святослава считается болгарский сборник, переведенный с греческого при болгарском царе Симеоне (919-927 гг.).

Третья точно датированная древнерусская рукопись — Изборник 1076 г, также составленная Иоанном. По своему внешнему виду Изборник 1076 г. разительно отличается от двух предыдущих книг: это, скорее, обиходная книга небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В этом Изборнике содержатся сведения, отражающие древнерусский быт.

Вообще, первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, убедительно свидетельствуют о том, что в это время на Руси была чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и художники.

На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.

Развитие письменности и распространение грамотности на Руси тесно связаны с принятием христианства. К XI веку Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В течение многих веков хранителями и распространителями книжной культуры были русские православные монастыри. Строились они в основном из камня, их значение предопределяло и их архитектуру — крепкие крепостные стены, за которыми находились величественные соборы и бытовые постройки.

В монастырях книги не только хранились, но и «рождались», благодаря чему там создавались библиотеки. Расцвет книжного дела на Руси начался при князе Ярославе Мудром (княжил в 1019—1054 гг.), который прославился своей просветительской деятельностью. При нем в Киеве в Софийском соборе в 1037 году была создана первая библиотека и скрипторий (мастерская, где переписывались книги). Эта библиотека служила центральным книгохранилищем, государственным архивом и складом. Ее фонд включал наиболее полное для тех времен собрание рукописных книг. При Софийском соборе была создана школа для обучения детей чтению и письму, поэтому часть книг библиотеки представляли собой первые учебные пособия.

Другой древнейшей русской библиотекой была библиотека в Великом Новгороде. В ней собирались и хранились самые древние «исправные списки», по образцу которых писались, или переписывались для других библиотек богослужебные книги. Большую роль в распространении грамотности и образования в Киевском государстве сыграл Печорский монастырь. В нем находилось самое богатое хранилище документов того времени. Некоторые из членов монастырской братии имели значительные личные собрания книг, слыли страстными книжниками.

В монастыре велась и переписка книг. Монахи использовали их при богослужении, в литературной работе, для просветительских целей и личного (келейного) чтения. В свободные от церковных служб дни, книгохранитель раздавал монахам книги для чтения, а вечером их собирал.

Само слово «библиотека » на Руси появился лишь в XVIII веке. До этого времени библиотеку называли «книгохранительницей». Говорили также «книгохранилище», «книгоположница», употребляли сочетание слов «книгохранительная казна» или «книжная казна».

На первом этапе создания и развития библиотек систематизировать книги и хранить их было достаточно просто. В дальнейшем с увеличением книжного фонда стали задумываться и об особом устройстве библиотек. Появилась должность книгохранителя (библиотекаря в современном понимании), в обязанности которого входило составление описи книг. Первые описи представляли собой списки, куда вносили не только книги, но и все имущество монастыря или храма. Обязанности книгохранителя записывались в Уставе монастыря.

Для хранения книг не требовалось специального оборудования, но решетки и замки присутствовали в тех местах, где хранились книги и другие ценности. Известны случаи устройства библиотеки, при которых попасть в нее можно было не прямо, а из какого-либо помещения, затрудненным путем — с подъемом по лестницам, с проходами в стенах и т.д.

В самом же помещении книги расставляли так, чтобы непосвященный в них запутался. Для хранения книг употреблялись «коробьи» (короба), «лари» и «сундуки». Позднее для хранения книг стали использовать вертикальные шкафы. Шкафной способ был более удобен, так как позволял легко доставать книгу с полки. Расставлялись книги в определенном порядке: на первое место помещали богословскую литературу, затем историческую, правовую и т.д. В особые группы выделяли «отреченные» или «ложные» книги, читать которые было строго запрещено.

Роль древнерусских книгохранительниц в духовной и культурной жизни народа трудно переоценить. Они явились подлинными обителями мудрости, своего рода университетами, откуда вышли многие выдающиеся церковные деятели, где нашли приют писатели и историки.

 «Пока существуют библиотеки — будут образованные люди и культура не прекратит своего существования»

академик Д.С.Лихачев.

Книга… Она лежит под рукой, и как настоящий друг готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Мёртвый предмет, сделанный из бумаги и краски обретает жизнь, когда кто-нибудь начинает перелистывать её страницы и читать её строки, проецируя на них собственную жизнь, свои пристрастия и вкусы, добродетели или пороки.