Литературный гид
«Совершенная женщина есть более высокий тип человека, чем совершенный мужчина, но и нечто гораздо более редкое».
Так утверждал не кто другой, как приверженец культа сильной личности немецкий философ Фридрих Ницше. Такое признание особенно ценно, если учесть, что сделано оно человеком считавшим уделом представительниц прекрасного пола кухню, церковь и рождение детей. Ни для кого не секрет, что женщинам во все времена было сложнее пробиться на писательский Олимп, чем лицам мужского пола. Только лишь в последнее время среди представителей этой профессии значительно увеличилось количество женщин-писателей.
Известно, что сестры Бронте публиковали свои шедевры под именем братьев Белл. Шарлотта Бронте объясняла это так: «У нас было смутное ощущение, что к писательницам принято относиться с предубеждением». И даже в ХХ веке издатель первой книги о Гарри Поттере (а это 1997 год) посоветовал Роулинг не писать на обложке свое полное имя, так как мальчики могли не захотеть читать книгу, написанную женщиной. Вместо этого «Гарри Поттер и Философский камень» вышла под псевдонимом «Дж. К. Роулинг», по которому невозможно понять, автор — женщина или мужчина.
Сложно сказать, влияли ли на решения Нобелевского комитета гендерные предрассудки, но за всю историю премии только 14 раз вручали её женщинам. Предлагаем вашему вниманию познакомится с некоторыми именами женщин-лауреатов самой престижной премии в области литературы и названиями книг писательниц, которые стоит прочесть.
Сельма Лагерлёф
Первая женщина, которая получила Нобелевскую премию. В 1909 году нобелевский комитет присудил премию: «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». Конкретное произведение, которое отметили представители комитета, было «Сага о Йесте Берлинге» (1891), но центральным её романом признают «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1907).
Лагерлеф, Сельма. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями/ Сельма Лагерлеф.- Москва: Алтей, 2017.-64с.
Главный герой этой волшебной истории — мальчик по имени Нильс. Обидев гнома, он превращается в маленького человечка и отправляется в удивительное путешествие с дикими гусями в Лапландию. Чтобы снова стать обычным человеком, ему многому предстоит научиться. На страницах этой книги вы сможете наблюдать за невероятными приключениями заколдованного мальчика. Вы увидите, как Нильс изменится и станет добрым, смелым и справедливым. У него появятся сильные враги, которых ему удастся перехитрить, и новые друзья, которые помогут ему вернуться домой и снять заклинание гнома.
Дорис Лессинг
Дорис Лессинг — английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года с формулировкой «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой, подвергшей рассмотрению разделённую цивилизацию». Бывшая коммунистка и сторонница суфизма, феминистка. Первый опубликованный роман «Трава поет» (1950) был благожелательно встречен критиками и публикой. Пиком творческой деятельности стал роман «Золотой дневник» (1962), после публикации которого её стали называть едва ли не главной писательницей-феминисткой в мире. Сама она, однако, говорит, что главная же тема ее произведений – права каждой конкретной личности в обществе, а феминизм – лишь одна сторона ее творчества.
Лессинг, Дорис. Пятый ребенок/ Дорис Лессинг.- Москва: Эксмо, 2016.- 256с.
Гарриет и Дэвиду с самого начала удается осуществить прекрасную мечту всех молодоженов: у них есть большой и уютный дом, стабильный доход, четверо счастливых и прелестных ребятишек и куча любящих родственников. Каникулы в их доме — изобильные праздники жизни и семейного счастья. А потом у них появляется Пятый ребенок, ничего сверхъестественного… Но вот человек ли он?
Герта Мюллер
Немецкая поэтесса и писательница, общественный деятель, художник. Автор стихов, прозы, эссе. Выступает как художник и фотограф. Лауреат многих немецких литературных премий: Дублинской, Берлинской и Бременской премий, премии имени Франца Кафки и премии имени Генриха фон Клейста. В 2009 году удостоилась Нобелевской премии, потому что «с сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных». Её главная тема — опыт пережитой несвободы и насилия, индивидуальная и коллективная память, вытеснение из памяти, амнезия, нежелание помнить. Действие многих романов Мюллер происходит в румынской провинции эпохи Чаушеску.
Мюллер, Герта. Качели дыхания / Герта Мюллер.- Москва:Амформа, 2011.-319с.
«Можно ли, собирая дома вещи в дорогу, представить себе пять лет в лагере для интернированных? Как в панике последних минут размеренного бытия в маленьком городке подготовиться к тому, что твоя жизнь рухнет? Можно как угодно собираться в дорогу, но не запасешься всем, что понадобится в нулевой точке существования…»
«В языке Герты Мюллер — новизна детского восприятия слова, буквального и неожиданного. Но и зрение «взрослого автора» сохраняет жесткую пристальность детского взгляда. Образ у нее возникает из удивления, из невозможной возможности вспоминаемых словами смыслов, и здесь, на уровне языка, являет себя печальный абсурд бытия.» Марк Белорусец.
Светлана Александровна Алексиевич
Всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Несколько десятилетий писала документально- художественную хронику «Голоса утопии» — пять книг, в которых «маленький человек» сам рассказывает о своей судьбе. По сути, создала собственный жанр — полифонический роман- исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история. Произведения Светланы Алексиевич переведены на 35 языков, послужили основой для сотен кинофильмов, спектаклей и радиопостановок во всем мире и удостоены многих международных премий. В 2015 году Светлана Александровна получила Нобелевскую премию: «За многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества».
Алксиевич, С.А. Время секонд хэнд/ С.А. Алексиевич.- Москва: Время, 2016.-512с.
«У коммунизма был безумный план, — рассказывает автор, переделать «старого» человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип- homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его «совком». Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он — это я. Это мои знакомые, друзья, родители». Монологи, вошедшие в книгу, десять лет записывались в поездках по всему бывшему Советскому Союзу.
Алексиевич, С.А. Цинковые мальчики/ С.А.Алексиевич.- Москва: Время, 2016.-320с.
Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей, понятно их стремление узнать правду о том, как и за что воевали в Афганистане и погибали их сыновья. Но узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее. Книгу Светланы Алексиевич судили за «клевету» — самым настоящим судом, с прокурором, общественными обвинителями и «группами поддержки» во власти и в прессе. Материалы этого позорного процесса также включены в новую редакцию «Цинковых мальчиков».
Эльфрида Елинек
Австрийская писательница, драматург, литературный критик. Социалистка, феминистка и пианистка. Мало кто лучше нее разбирается в людских характерах, способен передать на бумаге хаос человеческих чувств и отношений. В 2004 году получила Нобелевскую премию по литературе: «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы». Елинек – мастер острой психологической прозы и социальной сатиры. Ее романы – умные, откровенные, бескомпромиссные – рушат стереотипы и шокируют аудиторию. Ее пьесы с успехом идут в Германии и Австрии, ее творчеству целиком посвящают международные театральные фестивали.
Елинек, Э. Пианистка/ Э.Елинек. -Москва : АСТ, 2015.- 448с.
Пианистке Эрике Кохут за тридцать. Ее отношения с музыкой, высосавшей из нее все соки, с деспотичной матерью, чьих надежд на карьеру она не оправдала, с учеником консерватории, где она работает преподавателем,- все пронизано насилием и агрессией. Оказывается, любовь может иметь форму жестокого извращения, а утонченная музыкальная культура произрастает из тех же психических аномалий, маний и фобий, что и тихое помешательство пошлейшего обывателя современного благополучного общества.
Читайте в библиотеках Ростова!