Жизнь воплощенная в литературе 12+

Библиогид

В 1948 году вышел в свет и сразу же завоевал читательское признание «Кортик» — увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивавших таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. В том же 1948 году она была впервые экранизирована.

Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета — вот главные пружины, скреплявшие разнообразные картины и события этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но уже в этой веселой повести проявились еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.

Во-первых, краски и колорит эпохи его детства, отблески еще совсем недавно притихшей Гражданской войны – этим определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей. Ребята всегда точно знают на чьей они стороне, что хорошо и что плохо и не сомневаются как им следует поступать и действовать.

Во-вторых, в книге четко обозначены основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это черта  останется навсегда, все любимые герои А. Рыбакова, какого б они ни были б возраста, чем бы они ни занимались и как бы они ни звались, строго хранят кодекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, за какие бы одежды она не пряталась.

Спустя 5 лет Анатолий Рыбаков написал продолжение, дав повести название «Бронзовая птица»  — продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере.  И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новые тем и новые литературные пути. В середине 1970-х «Кортик» экранизировали во второй раз, сняв картину и по его продолжению.

Рыбаков, А. Н. Кортик / Анатолий Рыбаков . — Москва : Эксмо, 2018. — 317, [1] с.

«Кортик» — первая часть трилогии и первое литературное детище известного русского писателя Анатолия Рыбакова.

Действие повести происходит в двадцатые годы прошлого века, страна охвачена Гражданской войной. Московский школьник Миша Поляков гостит летом у бабушки и дедушки в небольшом городке Ревске. У них же квартирует и бывший матрос Черноморского флота с линкора «Императрица Мария», а теперь комиссар Красной армии Сергей Полевой. Он хранит старый морской кортик без ножен и пытается разгадать его тайну, ведь из-за этого кортика был убит человек.

Любопытный мальчишка случайно становится обладателем кортика и узнаёт, что в нём спрятана металлическая пластинка, испещрённая непонятными знаками. Только ключ от этого таинственного шифра — в ножнах, а ножны — у главаря банды Никитского, который охотится за кортиком. Неожиданно Миша и его друзья становятся участниками опасного приключения. По мотивам повести снят одноимённый художественный фильм.

Рыбаков, А. Н. Бронзовая птица / Анатолий Рыбаков .- Москва : #эксмодетство,2019. — 253, [1] с.

Продолжение приключений Миши Полякова и его друзей Генки и Славки. Действие повести происходит в годы становления советской власти. Мальчишки отправляются в летний пионерский лагерь, устроенный в старинной усадьбе помещиков Карагаевых, давно покинутой бывшими владельцами. По легенде, где-то в окрестностях поместья граф Карагаев спрятал крупный алмаз, за которым охотится вся деревня. Бывший графский лесник Кузьмин, знавший место, где находится клад, застрелен.

Тайну графского наследства хранит смотрительница усадьбы Софья Павловна, которая держит в мезонине дома большую бронзовую птицу. Любопытные пионеры обнаруживают в ней тайник с картой, где отмечен путь к кладу. Но верна ли карта? Ребята загораются идеей найти место, где спрятаны сокровища, и раскрыть убийство лесника. Тут-то расследование, затеянное мальчишками, приобретает черты триллера. По мотивам повести снят одноимённый художественный фильм.

Рыбаков, А. Н. Выстрел / Анатолий Рыбаков. -Москва : Детская литература, 2015. -238, [1] с.

Заключительная повесть приключенческой трилогии Анатолия Рыбакова. Действие происходит во времена нэпа. Миша, Генка и Славка выросли и стали комсомольцами. Миша Поляков, как и прежде, в поисках справедливости, не зная страха, ввязывается в опасные истории.

Во дворе, где живут ребята, произошло убийство — застрелили инженера Зимина. Главный подозреваемый — местный хулиган Витька Буров. Но Миша убеждён: Витька невиновен, он не может убить человека, — и пытается самостоятельно найти этому доказательства.

По повести «Выстрел» в 1975 году режиссёр Валерий Рубинчик снял трёхсерийный художественный фильм «Последнее лето детства».


Три повести А. Рыбакова о Кроше широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году. По своей популярности они могут соперничать со знаменитым «Кортиком».

Для творчества А. Рыбакова ,писателя столько же детского, сколько и взрослого вообще характерно  сочетание  легкого  и  веселого  с  серьезным и  поучительным. Книги  о  Кроше  можно  смело  назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по  сравнению с  первыми его детскими повестями.  Здесь,  как и  в «Кортике»,  как и в «Бронзовой птице»,  главные персонажи — школьники, здесь в  центре сюжета веселые и  забавные происшествия, только  на  этот  раз  случившиеся на  автобазе  во  время  производственной практики одного восьмого класса,  ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности,   мужественной  отваги  и  честности,   которые  уже  ясно видны в Мише Полякове.

 Новым является то, что  Крош,  Сережа Крашенинников,  жил  и действовал не  когда-то давно,  а  в  то самое время,  когда писалась о  нем книга,  он был современником и своего создателя,  и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х  годов вошли уже в  «Приключения Кроша»,  чтобы еще  свободнее и  обильнее вылиться на  страницах «Каникул Кроша».  Читатель приключений Кроша —  и  юный и  взрослый (а  Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) — имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни,  его язык,  суждения,  шутки с тем,  что он сам только что видел, слышал,  думал и  пережил.  Эстетический коэффициент  Рыбакова  в  приключениях Кроша  — юмор,  его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой   взрослеет,   одерживая  маленькие  победы  и   выдерживая  маленькие поражения.  Юмор,  с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя  истинный масштаб  событий  жизни  героя  —  значительных для  него самого,  но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами,    одновременно   и   действительно   серьезных   и   действительно обыкновенных.

В книгах о Кроше происходит переход к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое от фальшивого, выспреннего и преувеличенного.

Рыбаков, А.Н.  Приключения Кроша ; Каникулы Кроша ;Неизвестный солдат / Анатолий Рыбаков. — Москва : Эксмо,2009. — 572, [2] с.

«Приключения Кроша» — часть трилогии Анатолия Рыбакова о жизни Сергея Крашенинникова.

Ученики 9 класса проходят летнюю практику на автобазе. Крош со своим лучшим другом попадает в гараж, где можно сесть за руль настоящего автомобиля.

Первая профессия, дружба, любовь… Но внутренние переживания Кроша прерывает преступление, совершённое на автобазе.

Чтобы спасти несправедливо обвинённого человека, Крош нападает на след истинного преступника и начинает своё расследование.

«Каникулы Кроша»

Случайно обнаружив дома у Владимира Николаевича антикварную статуэтку, Крош начинает понимать, что его коварно обманывают! Вывести негодяя на чистую воду — теперь дело чести. И Крош разворачивает настоящее расследование.

«Неизвестный солдат»

Давно окончилась Великая Отечественная война, но отзвуки ее слышны и по сей день. На строительстве автомагистрали главный герой повести Сергей Крашенинников, по прозвищу Крош, вместе с другими рабочими находит заброшенную могилу неизвестного солдата. Ничего не значащая находка становится отправной точкой цепи важных и значимых событий в жизни героя, в результате чего он оказывается перед непростым нравственным выбором, а погибший Неизвестный солдат становится близким и родным человеком целой строительной бригаде.

Читайте сами! Читайте с нами!