BOOKвальное пространство «Литературные имена»

Род Достоевских происходил из Литвы. Дед писателя был священником. Отец – врачом. За успешную службу в Отечественной войне Михаил Андреевич выслужил себе и своим детям потомственное дворянство. Семья была достаточно зажиточна: имела квартиру в правом флигеле Мариинской больницы, семерых слуг и четверку лошадей. Именно здесь, 30 октября 1821 года, родился второй сын – Федор. Всего в семье было семеро детей: Михаил, Федор, Варвара, Андрей, Вера, Николай и Александра.
Ежедневно отец читал по вечерам со своими старшими сыновьями Библию. Отец нежно любил своих детей, но был невыдержан и вспыльчив в обращении с ними. Хотя никогда не наказывал он своих детей телесно, но у Достоевского навсегда осталось чувство страха смешанного с почтением и любовью к отцу.

В 1833-м году братья Достоевские, Михаил и Фёдор, поступили в пансион Сушара, довольно невежественного француза. Быт этого любопытного заведения изображен писателем в «Подростке». Через год мальчики перешли в патриархальный привилегированный пансион Леонтия Ивановича Чермака, в котором преподавали лучшие профессора Москвы. У Достоевского не было товарищей: он не умел сходиться со своими сверстниками. Самым близким ему в детстве человеком, разделившим все его мечты и литературные пристрастия, был старший брат Михаил.

В 1837-м году мать умерла от чахотки. Михаил Андреевич (отец писателя) решает переехать с младшими детьми в деревню, а старших, Михаила и Федора, поместить в инженерное училище в Петербурге. В мае 1837 г. он отвозит их столицу. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал об этом путешествии: «Мы с братом стремились тогда в новую жизнь…». Их мечты были оборваны столкновением с русской действительностью: на станции в Тверской губернии Достоевский встретил фельдъегеря, «плотного и сильного детину с багровым лицом», который методически бил ямщика здоровенным кулаком по затылку. «Эта отвратительная картина, – вспоминает Достоевский в «Дневнике писателя», – оставалась в воспоминаниях моих на всю жизнь». Мы найдём и отголоски во многих «мучительных» сценах (в частности во сне Раскольникова об избиении лошади).
В январе 1838 г. Фёдор выдержал экзамен и поступил в Инженерное училище, в то время как Михаил не был принят по состоянию здоровья и отправился в Ревель (Таллин), в инженерную команду.
Одноклассник по Инженерному училищу К. Трутовский так описывает Достоевского в то время:
«Он был хорошо сложен, коренастый; походка была у него какая-то порывистая, цвет ли цвет лица какой-то серый, взгляд всегда задумчивый и выражение лица большею частию сосредоточенное. Военная форма совсем не шла как-то к нему. Он держал себя всегда особняком, и мне представляется почти постоянно ходящим где-нибудь в стороне взад и вперёд с задумчивым выражением… вид его всегда был серьезный, я не могу себе представить его смеющимся или очень весёлым в кругу товарищей.
Там в амбразуре дворцового окна, Достоевский иногда работал ночи напролёт, забывая обо всём, именно там посетили его первые искры вдохновения и был набросан вчерне первый его роман «Бедные люди».
Жизнь Достоевского в училище становится все тягостнее. В его голове роятся творческие замыслы, и он мучается от невозможности их осуществить. В 1842-м году Достоевский оканчивает Инженерное училище с чином подпоручика. Он снимает большую квартиру на Владимирской улице, где живёт вместе с начинающим, а впоследствии знаменитым писателем Григоровичем, который и помогает Достоевскому завязать первые литературные знакомства.
И первое же выступление на писательском поприще – роман «Бедные люди» – принесло Достоевскому головокружительный успех, какой редко выпадает на долю начинающего литератора. С этого момента Достоевский восторженно принят в круг литераторов «натуральной школы», идейным руководителем который был Белинский, а организатором издания Некрасов. Туда так же входили И.И. Панаев, И.С. Тургенев, В.И. Даль, А.И. Герцен. Однако следующая повесть Достоевского «Двойник» (1846) не понравилась Белинскому своей затянутостью и явной подражательностью Гоголю. В это время намечается и идеологическое расхождение у Достоевского с Белинским.
Ещё холоднее принята Белинским третья, романтическая повесть «Хозяйка» (1847). Вместе с ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым это послужило поводом к разрыву Достоевского со всем литературным кружком. В 1847-м году Федор входит в «Общество пропаганды» Буташевича-Петрашевского. Петрашевич проповедовал атеизм, необходимость перемены социального строя в России. Фёдор Михайлович попытался организовать тайну типографии для печатания противоправительственной литературы и прокламаций.


23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован по делу петрашевцев, помещен в Петропавловскую крепость. 22 декабря 1849 г. в числе других петрашевцев его вывели на Семёновский плац в Петербурге, где осуждённым зачитали смертельный приговор. Лишь после того как в первой группе приговорённых завязали глаза и приготовили к расстрелу, было объявлено, что казнь заменяется каторгой с последующей службы в армии рядовыми.
Так Достоевский был отправлен на каторжные работы в Омский острог сроком на четыре года, а с 1854 г. начал солдатскую службу в Семипалатинске, где и пребывал до февраля 1859 г., то есть до той пары, пока ему не разрешили вернуться в Европейскую Россию.
Во время пребывания в Сибири, после выхода из острога, Достоевский, несмотря на подорванное здоровье, отсутствие денег и перспектив, пожалуй, впервые по-настоящему влюбился. Его избранницей стала Мария Исаева. Это была обоюдная любовь со сценами ревности, необузданной страстью, ссорами и примирениями. В 1857-м году Фёдор Михайлович женился на Марии.

В конце 1859 года Достоевский вернулся в Петербург. С этого времени происходит его второе писательское рождение. В 1860-х годах были написаны «Записки из Мёртвого дома», романы «Униженные оскорблённые», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот». В то же время Достоевский вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», где одновременно был редактором и сотрудником. Журнал пользовался успехом, в основном, благодаря произведениям Достоевского, однако в 1863-м году он неожиданно был закрыт. Об этом Достоевский рассказывал:
«Все шло прекрасно. Мой «Мёртвый дом» сделал буквально фурор, и я возобновил свою литературную репутацию. Как вдруг в 1863 году, в мае, журнал был запрещен за одну самую горячую и патриотическую статью, которую ошибочно приняли за самую возмутительную…»
К неприятностям с журналом прибавились и трагические обстоятельства жизни. 15 апреля 1864г. Фёдор Михайлович похоронил жену Марию Дмитриевна, которая умерла от чахотки. Как писал Достоевский своему другу Врангелю: «Она любила меня беспредельно, я её любил без меры, но мы не жили счастливо».
Через три месяца скончался самый близкий Федора Михайловича человек – брат Михаил. Смерть брата повлекла за собой новые заботы. Покойный оставил огромные долги, которые Фёдор Михайлович вынужден был взять на себя, и которые тяготели над ним почти до конца жизни.
В октябре 1866 г. находясь в критическом положении из-за кабального договора, заключённого с книгоиздателем Стелловским (к последнему переходило право собственности на все произведения писателя), Достоевский, чтобы ускорить работу, пригласил стенографистку, которой в течение месяца продиктовала роман «Игрок». Стенографистку звали Анна Григорьевна Сниткина: в феврале 1867 г. она стала второй женой писателя и верной его помощницей.

После свадьбы Достоевские четыре года провели за границей, преимущественно в Германии и Швейцарии. Это были годы постоянной нужды и скитаний. Единственной радостью было рождение детей – Сони и Любы. Однако здесь не обошлось без трагедии. Сонечка умерла в трёхмесячном возрасте.
Лишь в июле 1871 г., после частичной оплаты долгов кредиторам, Достоевские смогли вернуться в Россию. Поселились они в Петербурге, где Фёдор Михайлович закончил роман «Бесы», начатый за границей. В 1873-м году писатель вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование журнала «Гражданин». В нём он регулярно печатал «Дневник писателя» – серию фельетонов, очерков, полемических заметок на «злобу дня».

В 1876-м и 1877-м годах Достоевский издавал «Дневник писателя» в качестве самостоятельного собственного издания, печатая его виде ежемесячных выпусков и ведя при этом обширную переписку с читателями. Это издание пользовалось огромным успехом у читающей публики. С восторгом был принят и последний роман Достоевского «Братья Карамазовы». Но апогея своей славы писатель достиг после Пушкинского праздника в 1880-м году, на котором выступил со своей знаменитой речью. Ни одного произведения Достоевского при жизни автора не вызывало такого количество откликов: речь породила лавину комментариев, оценок, возражений и опровержений, которые на протяжении нескольких месяцев буквально захлестнули русскую прессу.
В мае 1878 г. Достоевского постигло ещё одно страшное горе. Внезапно умер от приступа эпилепсии трёхлетний сын Алёшка. «Он как-то особенно любил Алёшу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что скоро лишиться его», – вспоминала позже жена писателя Анна Григорьевна.
Такой удар судьбы Достоевский вынес мужественно, но не без последствий. Его организм ослаблялся, немало физических и душевных страданий доставляли и регулярно повторяющиеся эпилептические припадки. В ночь с 25-го на 26 января 1881г. у Достоевского произошёл разрыв легочной артерии, после чего он потерял сознание. Когда Фёдор Михайлович пришел в себя, то первым его желание было исповедоваться и причаститься, что и было исполнено.
В последний вечер перед смертью писатель попросил жену зажечь свечу и принести Евангелие. Неудачно открыл его. На этот раз открылась Евангелие от Матфея: «Иисус же сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнять великую правду». «Ты слышишь, – «не удерживай», – «значит, я умру» – сказал Достоевский закрыл книгу.
9 февраля 1881 года в 8:38 вечера писателя не стало.
Современники отмечали, что таких похорон Россия ещё не знала. Тысячи людей собирались в огромные манифестации, чтобы проводить в последний путь писателя, чей дар уже давно воспринимался как пророческий. А две истины – «Страдание рождает любовь и веру» и «Красота спасёт мир», выведенные писателем и выстраданные всей его нелёгкой жизнью, вписаны отныне золотыми буквами в истории творческой мысли всего человечества.