Беседа
«…Сказка открыла передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила»
М.Горький
Что дольше всего живет на Земле? История говорит: народная память и родное ее дитя — сказки. В сказках можно увидеть живую душу народа в его исторической судьбе, мечтах, бедах, свершениях. У каждого народа рождаются свои сказки, и вместе с тем они зачастую похожи друг на друга — может, поэтому и говорится , что сказки «как зеленая трава, что растет на любой земле».

Самые глубокие таинственные слова в сказках. Они возникли из посвиста ветра, шороха листвы, скрипа колес по проселочной дороге, а также из детских вопросов, на которые надо найти ответ. Повсюду были свои сказители. Их мастерство по праву можно назвать профессией. К этим людям относились с уважением, их знали, почитали. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. И когда появились типографии и сказки стали печатать, то заметили, что точно повторяющихся сказок нет : и действие, и слова те же, но обо всем говориться с отличием. Одни сказочники любили бытовые подробности, другие привлекали чудеса, третьи давали волю насмешке, веселили слушателей.

Животные испокон веков жили рядом с человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными персонажами народных сказок. Причем в сказках животным часто присущи человеческие качества. Такой сказочный персонаж сразу же становится более понятным читателю. Например, «Курочка Ряба» или «Репка». История невероятная, а имеет прямое отношение к людям. Сказка правдива, но, конечно, не тем, что курочка говорит как человек, а тем, что на сказку перенесен мир человеческих отношений.

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Уже само название говорит, что в них вымысел предстает в многообразии смелой выдумки. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение. Без вмешательства чуда само действие стало бы невозможным. Людям помогаю помощники, дарят им чудесные предметы. Чудеса совершаются так, что приносят счастье и удачу добрым, трудолюбивым, терпеливым людям. Чудесная сила неутомимо действует против злодеев, лентяев, недобрых людей. Как это происходит, можно понять из сказки «Морозко». Морозко напустил на Марфутку холод — испытал ее, а потом окутал теплыми шубами, одарил коробом с подарками. Иная судьба у старухиных дочерей — сварливых и недобрых. Их Морозко застудил, наказал и жадную мачеху. Волшебные сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Царевне- лягушке возвращается ее человеческий облик. На ковре-самолете она вместе с царевичем перелетела в свое царствование ( «Царевна-лягушка»). Ивашко, унесенный ведьмой-людоедкой, избавляется от смерти — гуси-лебеди на своих крыльях принесли его домой ( «Ивашко и ведьма»). Бедняка Кузеньку-Козьму лисичка сделала богачем, и стал он царем — женился, зажил счастливо. Не забыл он при этом и свою лисичку. Каждый день ее угощали курочкой ( «Козьма Скоробогатый»).
У волшебной сказки свои правила начинать, вести и оканчивать историю. Встречаются простые зачины, но случаются и обстоятельные , интересные и занимательные сами по себе. Прежде чем начаться настоящему действию, в сказке говорится о том, что предшествовало истории. Такова сказка о женитьбе трех братьев. Стали они выбирать себе невест, по совету отца пустили стрелы в разные стороны. Стрела старшего брата упала на боярский двор напротив девичьего терема, стрела среднего брата- к купцу во двор, на крыльце стояла купеческая дочь. А вот стрела младшего угодила в грязное болото, и подхватила ее лягушка-квакушка. Но именно младший брат оказался самым счастливым со своей лягушонкой. Затейливые начала сказок и шутливые окончания ( «Я у них был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» ) свидетельствуют о высоком мастерстве рассказчиков : сказку надо уметь начать и по-особенному закончить.

Третий вид сказок — бытовые истории. Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки, а вымысел сопутствует передаче иронической мысли — и всегда в крайне заостренном виде. Это такие сказки, как сказки об Иванушке-дурачке, о находчивых и хитрых солдатах, о мудром мужике и других, похожих на них. Бытовые сказки похожи на анекдоты, но только в отличие от них воспроизводят смешные истории со всеми подробностями и не сжимают историю до краткого воспроизведения жизненной ситуации. Сказка же остается сказкой и говорит о событии обстоятельно. Место действия в бытовых сказках — обыденное : не тридевятое царство, тридесятое государство, а деревня, город, крестьянская семья, рынок, солдатский полк, суд, барский дом, поле- словом, все, что окружает человека в обыденной жизни. Только немногие бытовые сказки по правилу волшебных упоминают неведомое тридевятое царство, как это иногда случается в сказках про Иванушку-дурачка. Бытовая сказка вышла из жизни, но сказка не была бы сказкой, если бы не допустила невероятного хода у всякой истории.
Что ж! Сказку надо почувствовать, довериться ее силе — она своя у каждого народа. Надо научиться слушать сказку, постигать заложенную в нее мудрость. И тогда откроется, что именно тот или иной народ хотел рассказать о себе, о мире и — о нас самих.
Читайте с нами! Читайте сами!
Источники:
- Русские народные сказки: из сборника А.Н.Афанасьева; науч.ред.В.П.Аникин.- Москва: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.-331с.
- Сказки народов Америки/ Сост. и автор вступит.статьи А.А.Ващенко.- Москва: Дет.лит., 1992.-654с.